Александр Пахомов


Знак качества или самоцель?

Рейтинги вузов: подходы, принципы и практическая польза

Поделиться

Пермские вузы регулярно попадают в различные международные и национальные рейтинги университетов. Но какие из этих рейтингов являются наиболее статусными и признаются в самой вузовской среде? Об этом знают далеко не все. Мы попытались разобраться в важных рейтингах, принципах их составления и дивидендах для вузов в зависимости от занимаемых в них позиций.

ПГНИУ

Представители ПГНИУ уверяют, что результаты рейтингов существенно не влияют на предпочтения абитуриентов
  Константин Долгановский

Быть как все

Впервые рейтинги учебных заведений появились в США в начале 1980-х годов. Они оценивали качество образования в колледжах.

Система международных рейтингов университетов появилась намного позже — в 2003 году. Сегодня в мире существует несколько сотен национальных и около десятка престижных международных рейтингов. К ним относятся The Academic Ranking of World Universities (Шанхайский рейтинг), QS World University Rankings, Times Higher Education, Round University Ranking.

В России тема рейтингов университетов стала по-настоящему популярной после подписания указа президента РФ от 7 мая 2012 года №599, в котором была заявлена необходимость присутствия к 2020 году в первой сотне ведущих мировых университетов не менее пяти российских вузов.

Среди пермских высших учебных заведений в наиболее статусные рейтинги чаще всего попадают два вуза: Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) и Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ).

По словам ректора ПГНИУ Игоря Макарихина, классический университет высылает необходимые данные и ведёт переписку с организаторами шести рейтингов. Четыре из них международные: QS World University Rankings, Times Higher Education, Round University Ranking и Московский международный рейтинг. Есть и два российских: рейтинг RAEX по версии рейтингового агентства «Эксперт РА» и Национальный рейтинг университетов по версии «Интерфакса».

При этом существует множество частных рейтингов, о которых вузы могут совсем не знать, даже если оказываются в числе их лидеров. Примером здесь может стать рейтинг российских вузов по версии благотворительного фонда Владимира Потанина, в котором ПГНИУ, например, занял 16-е место из 75 возможных.

В ПНИПУ, в свою очередь, обращают внимание на места в Национальном рейтинге университетов по версии «Интерфакса» и рейтинге востребованности вузов, сообщила Татьяна Ульрих, координатор программ развития Пермского политеха. Также университет следит за международными рейтингами QS World University Rankings и Times Higher Education.

Каждый из этих рейтингов оценивает университеты по ряду параметров, большая часть из которых совпадает, но есть и различия.

А судим как?

Так, в рейтинге QS критериями являются академическая репутация вуза (40% от общего балла), соотношение преподавательского состава и числа студентов (20%), индекс цитируемости (20%), репутация среди работодателей (10%), доля иностранных студентов (5%) и доля иностранных преподавателей (5%).

В Times Higher Education анализ деятельности университетов проводится по 13 критериям. Ключевыми из них являются международная студенческая и преподавательская мобильность, количество международных стипендиальных программ, уровень научных исследований, вклад в инновации, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг.

Round University Ranking — единственный международный рейтинг вузов, который составляют российские специалисты. Они оценивают более 750 ведущих вузов мира по четырём критериям: преподавание, исследования, количество иностранных студентов, а также финансовая устойчивость.

Среди российских рейтингов стоит отметить рейтинг RAEX по версии рейтингового агентства «Эксперт РА». В нём учитываются три показателя: условия для получения качественного образования в вузе (вес — 0,5); уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес — 0,3); уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес — 0,2).

В Национальном рейтинге университетов, составляемом «Интерфаксом», деятельность вузов оценивается по шести основным направлениям: образование (20%), исследования (20%), социальная среда (15%), международное и межрегиональное сотрудничество (15%), инновации (15%) и бренд университета (15%).

Составители рейтингов более 50% информации берут из открытых источников: стандартные формы отчётов для вузов, результаты регулярного мониторинга Министерства образования РФ, электронные базы научных публикаций. Если организаторам требуется дополнительная информация, они присылают в университеты запрос или анкету, данные для которых нужно подтвердить документально.

Ну и что нам с того?

Как отметила Татьяна Ульрих, материальной поддержки за позиции в рейтингах у ПНИПУ нет, но высокие места приносят важные нематериальные активы, влияющие на репутацию университета.

ПГНИУ также не получает дополнительного финансирования со стороны Министерства образования за хорошие позиции в рейтингах. Представители университета отметили, что «для формирования бюджета вуза более важным оказывается выполнение целевых показателей, заявленных учредителем на год вперёд».

Кроме того, по словам Игоря Макарихина, результаты рейтингов существенно не влияют и на предпочтения абитуриентов. «Опыт общения с абитуриентами говорит о том, что для них ключевыми факторами при выборе вуза оказываются содержание обучения, профиль, а также проходной балл и наличие места в общежитии».

В краевом Министерстве образования и науки заявляют, что сегодня перед вузами ставится задача по улучшению позиций в российских рейтингах, а также сохранению мест в международных рейтингах. «Поскольку одним из важнейших показателей оценки вузов является научная деятельность, в Пермском крае осуществляется поддержка вузовской науки: учёным, в частности, предоставляются материальные средства. В 2017 году финансируется 13 проектов международных исследовательских групп (МИГ), в 2018 году таких проектов будет уже 19. Выделяемые средства направляются на реализацию проектов, софинансируемых Российским фондом фундаментальных исследований».

В министерстве отмечают, что подобные проекты позволят значительно увеличить количество защит кандидатских и докторских диссертаций, публикаций в ведущих рецензируемых научных изданиях.

В ПГНИУ к вопросу о планах продвижения в рейтингах относятся осторожно, объявляя первоначальной задачей удержание текущих позиций. В политехе же одним из индикаторов успешной реализации программы повышения конкурентоспособности университета на 2016—2025 годы является как раз вхождение в мировой рейтинг QS. ПНИПУ будет стремиться попасть и в рейтинг Times Higher Education, в котором уже присутствует классический университет.

Как отмечает Игорь Макарихин, присутствие университета в рейтингах не самоцель: «Это один из способов понять, в какой точке находится вуз и какие усилия нужно предпринимать, чтобы продолжать поступательное движение вперёд. Мы исходим из того, что ни один рейтинг не может произвести качественный срез по всем показателям. Как правило, методика рейтинга сфокусирована на одном-двух направлениях работы вуза, но не охватывает все его существенные особенности».

Любопытно, что значимость рейтингов вузов не отрицают и представители бизнеса. Так, директор по IT консалтинговой компании ООО «Парма-Телеком», кандидат технических наук Евгений Колонский считает рейтинги полезными на практике, но только при условии, что они объективны и общепризнаны, ведь вузы не существуют в вакууме: «Рейтинги, в частности, помогают бизнесу оценить потенциал работника. Российской экономике, науке, образованию важно осознавать себя частью мировой конкуренции за человеческий капитал. Для этого надо расстаться с региональным мышлением и добиваться признания и успеха на глобальном рынке, где конкурируют сильные американские, европейские и азиатские вузы».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться