Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Непричёсанный театр

Камерный театр «Новая драма» отметил 15-летие

Поделиться

Для театра, который начинал свою жизнь как «молодёжный», а до этого вообще был детской студией при Дворце пионеров, этот юбилей — солидная дата. Вполне закономерно, что во время празднования художественный руководитель Марина Оленёва тактично отошла в сторонку, позволив молодёжи сделать всё самим. Ну, почти самим. Идея проведения не одного юбилейного вечера, а целой серии принадлежит, как говорят, актёру и режиссёру Михаилу Шестакову; жаль, что он был так занят организацией события, что сам на сцену не вышел. Зато другие звёзды «Новой драмы» «зажигали» целых четыре вечера.

Новая драма

Театр "Новая драма". Ансамбль спектакля «Мамаша Кураж».

Особо «звёздным» был, как ни странно, зрительный зал: на юбилей съехались выпускники «Новой драмы», которые ныне работают в разных городах, но поклонникам театра очень памятны: Элла Чудинова, Алексей Богачук, Евгений Пеккер, кинорежиссёр Галина Красноборова, сериальная дива Катерина Шпица... К сожалению, ей не удалось пробыть в Перми на протяжении всей юбилейной недели: съёмки позвали.

Зрители, которые активно посещали все юбилейные события, стали свидетелями того, что называется work-in-progress: этюды, лаборатории, наброски, которые потом — возможно, но не обязательно — перерастут в полноценные спектакли. Завершилось всё премьерой «Мамаши Кураж» по пьесе Бертольда Брехта, вполне полноценной, но всё же нуждающейся в доработке. Публике был предложен «полуфабрикат», но этим-то и ценны юбилейные вечера: редко когда удаётся со стороны посмотреть на театральный продукт в середине его изготовления.

Три вечера из четырёх стали бенефисом молодого режиссёра Дмитрия Огородникова. Пермским театралам он известен прежде всего как половина стендап-дуэта «Толстиков — Огородников», который так украшает конкурсы театральных капустников. Между тем дуэт ныне существует порознь: Сергей Толстиков продолжает работать в «Новой драме», а Дмитрий Огородников учится в Санкт-Петербурге, однако, как показала прошедшая неделя, охотно сотрудничает с «альма-матер».

Новая драма

Валерий Усов — Повар

Первый вечер состоял из двух очень разных частей. В первой Огородников представил перформанс на темы «Пера Гюнта» Генрика Ибсена, дабы напомнить публике об истоках «новой драмы», которая зародилась не на рубеже XX и XXI веков, а столетием раньше. Для тех, кто с пьесой не знаком (трудно себе представить, но бывает и такое), предварительно сюжет вкратце пересказали. И очень правильно сделали, потому что из перформанса решительно невозможно было понять, что вообще происходит. Зритель с недоумением наблюдал за серией «модных» штампов перформативного жанра, вроде рисования пальцем по чёрной плёнке.

Во втором отделении была показана единственная работа юбилейной серии, сделанная под руководством Марины Оленёвой, — актёрская читка одноактной пьесы «Вдох — выдох». Драматург Юлия Тупикина использовала многократно обыгранный, но по-прежнему актуальный сюжет о «белой вороне» в подростковой среде, и использовала достойно, творчески, очень правдиво и в то же время деликатно. Жаль, что участвовали в читке первокурсники, которые занимаются у Марины Оленёвой всего лишь полтора месяца. Слушая их непоставленный говорок, натыкаясь на откровенные актёрские штампы, слегка морщась от того, насколько сильно актёры «не попадают» в персонажей, зритель мог оценить тот путь, который предстоит пройти педагогам, чтобы превратить эти сырые заготовки в блестящих профессионалов, какими мы знаем актёров «Новой драмы».

Этот профессионализм можно было в полной мере оценить во время третьего юбилейного вечера, когда молодые постановщики показали свои лабораторные работы — эскизы возможных спектаклей. Впрочем, первую из показанных постановок эскизом не назовёшь: Алексей Богачук вместе с актёром «Новой драмы» Константином Жижиным показал в Перми свою работу, сделанную в московском Театре.doc, — пересказ в технологии скандинавского сторителлинга «Тараса Бульбы» Гоголя. Спектакль был адресован школьникам, и в Перми на него пригласили детей, которые ни секунды не пожалели об этом вечере в театре.

Поклонники «Новой драмы» знают Богачука как очень талантливого актёра, которому одинаково даются и юмор, и лирика, и пафос. За годы работы в Москве всё это умножилось на опыт общения с публикой, который сделал артиста мастером интерактивного театра. В пересказе «Тараса Бульбы» участвовал весь зал! Стараниями Богачука и его достойного партнёра в зале воцарилась живая атмосфера настоящего народного эпоса, в котором есть и юмор, и трагедия. Зрители, в том числе самые маленькие, получили порцию целебного смеха (его было столько, что пересчёт на стаканы сметаны зашкаливал) и очистительного сопереживания героям. Это был театр развлекательный, поучительный и терапевтический.

Новая драма

Алексей Корсуков — Офицер

Увы, второе отделение «лабораторного» вечера сильно уступало первому. Пьеса Владимира Зуева «Партия», выбранная для постановки Дмитрием Огородниковым, — не лучший образец «новой драмы». При том, что «фирменные» черты актуальной драматургии — органическое совмещение фантасмагории и самой что ни на есть низменной реальности — в ней присутствуют в полной мере, смысл и нерв её настолько неявны, что возникает вопрос: а зачем всё это? Про что, грубо говоря? Может быть, Огородников просто не справился с материалом: ведь чем-то его эта пьеса тронула, надо было лишь объяснить зрителю чем... Не вышло.

Положение спас Евгений Пеккер, который в третьем отделении вечера представил этюды по двум из четырёх миниатюр Вячеслава Дурненкова, объединённых в пьесу «Три действия по четырём картинам». Зритель снова увидел на сцене блистательный дуэт Алексея Богачука и Константина Жижина, и на сей раз жанр современной фантасмагории сработал на славу. В причудливых, полных парадоксальных диалогов мини-сюжетах возникала удивительная «химия» между актёрами, волшебное взаимодействие, которое наполняло сюжеты смыслом и заставляло верить даже в самые неправдоподобные события.

Завершилась череда юбилейных вечеров «Мамашей Кураж», которую Дмитрий Огородников поставил, используя лучшие силы «Новой драмы». В заглавной партии выступила Елизавета Тарасова, тонкая, очень культурная актриса, которая так украшает церемонии открытия и закрытия кинофестиваля «Флаэртиана». Ей повезло с ролью, а роли — с исполнительницей: Лиза играет по-брехтовски броско и в то же время психологически достоверно. На премьере она по-настоящему плакала. Коллеги выступили достойно, особенное впечатление произвела Катрин в исполнении красивой Марины Зверевой, которая компенсировала молчаливость своей героини активной танцевальной пластикой, причём без кривляний и пережимов.

Выбивался из ансамбля лишь молодой Валерий Усов в роли Повара: этому актёру ещё недостаёт уверенности, он слишком суетится на сцене — лишние движения, лишняя мимика, лишние словечки...

Словом, ансамбль неоднороден. Как и весь спектакль. Дмитрию Огородникову не откажешь в интересных режиссёрских решениях — так, для раскрытия темы девичьих мечтаний Катрин он использовал кино Голливуда: на стену зала время от времени проецируются кадры, в которых мелькают Кларк Гейбл, Дина Дурбин, Микки Маус... Однако удачи остаются на уровне отдельных решений и не создают спектакль целиком. Там, где режиссёрской фантазии не хватает, появляется стандартная фанерная кибитка, которую Мамаша Кураж натурально тащит по сцене.

Молодой режиссёр как будто не может для себя решить: во что мы играем? В экспрессионистский театр масок, столь органичный для Брехта, или всё же в классический психологический театр? В результате возникает неловкость в самые драматичные моменты: так, эпизоды гибели персонажей режиссёру откровенно не удались, они поставлены очень формально, так что и финал пьесы оказывается слабым, смазанным.

Марине Оленёвой, которая намерена сохранить этот спектакль в репертуаре, ещё предстоит его «допаривать».

Что удалось стопроцентно — так это поэтический вечер, показанный во второй день юбилейных торжеств. Поэт и знаток современной поэзии Иван Козлов отобрал тексты Владимира Никритина, Фёдора Сваровского, Владимира Навроцкого, Олега Пащенко, Юрия Шпилевого, Бориса Херсонского, Даниила Да, Даны Сидерос и свои собственные, а Елизавета Тарасова по-режиссёрски скомпоновала их. Вместе с коллегами Аллой Мезенцевой и Алексеем Корсуковым, а также с автором Иваном Козловым они читали стихи так пронзительно и в то же время сдержанно, что каждый зритель проникся красотой и своеобразием этой очень современной поэзии.

Вечер был выдержан в хорошем темпе и украшен стильным видео и аккуратным, неперегруженным музыкальным рядом. Это был настоящий оммаж сетевым поэтам, талант которых не требует изданий, тиражей и литературных премий — им вполне достаточно признания читающей публики. Это по-настоящему народные поэты, которые владеют словом существенно лучше, чем некоторые авторы многотомников — тоже современные, но лишь по времени жизни, не по духу, не по стилистике.

Из этого вечера может получиться хороший поэтический спектакль, на который непременно нужно идти — тексты и исполнение достойны друг друга.

Таким получился юбилей «Новой драмы» — громко-тихим, популярным в узком кругу знатоков, как и сам театр. Несовершенным, неровным, ибо Марина Оленёва отважно предложила высказаться начинающим коллегам и не побоялась предъявить это высказывание публике, которая, несомненно, благодарна за эту редкую возможность увидеть живой, рабочий, непричёсанный театр.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться