Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Человеческий голос

Четвёртый фестиваль моноспектаклей «МоноФест» выявил все сложности и проблемы этого жанра

Поделиться

Уже как-то неловко повторять, что жанр моноспектакля для Перми — особенный и по-особенному любимый, и всё же для тех, кто не читал аналогичные обзоры за три последних года, повторим. В 1990-е годы Пермская филармония проводила невероятно популярный фестиваль моноспектаклей «В начале было слово». Событие было чуть ли не важнее для театралов, чем большие гастроли столичных звёзд. Его обсуждали в каждом трамвае! Особенно нравились гостевые выступления Владимира Рецептера и Зиновия Гердта, достать билеты на которые было невозможно.

фарс

«Блистательный фарс»

Фестиваль канул в небытие вместе с «девяностыми», но остался в памяти Нины Соловей, театрального менеджера и активиста, которая в те годы была студенткой и важные театральные события не пропускала. В новое время она вместе с Сергеем Баракиным из Пермского отделения Союза театральных деятелей возобновила проведение фестиваля — с новой концепцией и под названием «МоноФест».

Новые времена — новые порядки. Организаторы фестиваля каждый год вынуждены бороться за него заново: искать поддержку, выигрывать гранты. В нынешнем году они получили грант Министерства культуры Пермского края в рамках проекта «Арт-резиденция» и Министерства культуры РФ в рамках творческой программы «Театральная панорама новой России», и всё равно бюджет четырёхдневного события составил менее 1 млн руб. Здесь уже не идёт речь о приглашении звёзд, как это было в 1990-е, да и традицию начинать фестиваль с показа спектакля-победителя прошлого года пришлось нынче прервать из-за нехватки средств.

Тем не менее «МоноФест-2017», прошедший с 29 сентября по 2 октября, оказался достаточно масштабным и представительным, чтобы выявить не только достоинства, но и проблемы и сложности, которые испытывает жанр моноспектакля в XXI веке.

В адрес фестиваля в этом году пришло 35 заявок из театров России, Армении, Азербайджана, Франции и Испании, в конкурсную программу вошло девять моноспектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийска, Краснодара, Екатеринбурга, Новоуральска и Перми. Среди конкурсных работ была моноопера и целых два спектакля Пермского театра кукол: «Меня зовут Лёк» и «Говорит Ленинград».

Лёк

«Меня зовут Лёк»

Первый же конкурсный просмотр заставил вспомнить эпизод из театрального прошлого Перми. В 2003 году в Пермском театре оперы и балета состоялась премьера оперного триптиха «Женские истории»: три монооперы поставили три режиссёра — двое из драматического театра и оперный худрук Георгий Исаакян. У обоих коллег Исаакяна — Дмитрия Заболотских и Вячеслава Чуистова — сцена была заполнена персонажами, там были и мужчины из прошлого героинь, и создания их фантазии... И только опытный Исаакян поставил «Человеческий голос» Франсиса Пуленка так, как он был написан, — на одну певицу.

Это была последняя премьера Нины Абт-Нейферт, настоящая лебединая песня. Пустая тёмная сцена, телефон и женщина в пальто поверх белой сорочки, такая, какой женщина бывает только наедине с собой, — не старающаяся быть красивой. И это был лучший спектакль триптиха.

Первым спектаклем «МоноФеста-2017» была именно опера «Человеческий голос» в исполнении Марии Салминой из Новоуральска под музыкальным руководством Кирилла Бузмакова. Режиссёр Валерий Долганов заполнил сцену всевозможными предметами: скомканной бумагой, воздушными шариками, несколькими телефонами. Кроме того, на задник всё время шла видеопроекция: сначала — множество портретов мужчин-кинозвёзд, а затем изображения таймеров, отсчитывающих минуты и секунды. Героиня одета в очень приличную пижамку и вообще выглядит аккуратненько и вовсе не смятённо или отчаянно. К тому же волей режиссёра ей приходится совершать множество движений, не дающих сосредоточиться на диалоге с невидимым собеседником.

Первый же спектакль «МоноФеста» выявил общую тревожную тенденцию: режиссёры моноспектаклей словно стремятся в своих постановках компенсировать минималистичность жанра, как будто трёх составляющих — актёр, сцена и текст — ну очень недостаточно, нужно наворотить побольше предметов, придумать побольше движений... Вместо того чтобы сосредоточиться на движениях душевных и дать возможность актёру отважно проявить себя один на один со зрителем.

голос

«Человеческий голос»

Правда, в музыкальном отношении «Человеческий голос» сделан неплохо, и певица, хоть её сопрано очень камерное, вполне точна и нигде не погрешила против музыки.

Черты, которые проявились в «Человеческом голосе», тут и там возникали во многих конкурсных работах. Спектакль «Маргрит», поставленный по новеллам Кортасара режиссёром Константином Демидовым и сыгранный Денисом Старковым из Театральной лаборатории «Пространство» (Москва), обилием предметов на сцене не отличается, зато переполнен резким светом, резкими звуками и безумными движениями героя. Всё так ярко, громко и экспрессивно, что почти не слышно текст и решительно невозможно «въехать» в сюжет. Правда, эмоциональная игра Дениса Старкова впечатляет, не зря он получил от жюри специальный приз.

Другие решения жюри вызывают немалые вопросы.

Жаль, что совсем не был отмечен спектакль «Блистательный фарс» по пьесе Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине», поставленный Валерией Приходченко и исполненный Людмилой Бажиной из драматического театра «Большая медведица» (Москва). Режиссёр и актриса предложили очень необычное решение образа маркесовской сеньориты — она здесь этакая клоунесса в комбинезончике и кепке, но от этого грусть и страсть рассказанной истории не тускнеют, а лаконичная, но яркая сценография подчёркивает тему моря, очень важную для этого монолога. История получилась внятная, в меру эмоциональная, очень доступная и трогающая зрителя.

испанский вопрос

«Испанский вопрос»

Жаль, что лишь третье место занял спектакль «Меня зовут Лёк» — волшебное действо, созданное в Пермском театре кукол Александром Янушкевичем. Возможно, жюри во главе с театральным критиком из Санкт-Петербурга Андреем Прониным решило, что несолидно слишком уж награждать спектакль для зрителя от трёх лет... Но при этом «Лёк» — единственный спектакль в программе, который хочется назвать безупречным: просто не к чему придраться. Он прекрасен.

Что же касается победителя — «Испанского вопроса» по мотивам «Шинели» и «Записок сумасшедшего» Гоголя, поставленного и сыгранного Рамилем Кагармановым из Краснодара, то к нему как раз вопросов много.

Кагарманов в этом проекте сделал всё: он и режиссёр, и актёр, и сценограф, и редактор текста, и вроде как музыкальный редактор тоже. Подобная «многостаночность», конечно, достойна похвалы за смелость, но при этом краснодарский актёр всё же не настолько гений, чтобы быть одинаково талантливым во всех этих областях. «Испанский вопрос» — из тех спектаклей, где режиссёрский и редакторский взгляд со стороны очень не помешают.

Актёр утомляет однообразными перемещениями по сцене и бесконечным рисованием мелками на грифельных досках (рисовать он при этом совсем не умеет), раздражает не вполне литературным выговором и досадными ошибками (произнося «гривенник», пишет на доске цифру 50, тогда как гривенник — это 10 рублей, а 50 — это полтинник). Огорчает и подбор музыки: с одной стороны, выбор слишком очевидный — разумеется, в первую очередь идёт «гоголевская» сюита Альфреда Шнитке, написанная для «Ревизской сказки» Театра на Таганке; а с другой стороны, музыка подобрана разностильно и нелогично: там, где Шнитке не хватает, в ход идут современные западные минималисты, так отлично подходящие для озвучки, например, научно-популярного телефильма.

Нельзя не признать, однако, что Рамиль Кагарманов находится в очень неплохой актёрской форме и соединение двух произведений Гоголя сделано им логично и аккуратно. Словом, если воспринимать первую премию «МоноФеста» как аванс, спектакль вполне можно дорастить до очень качественной работы.


Итоги «МоноФеста-2017»:

Лауреат первой степени — «Испанский вопрос». Исполнитель и режиссёр — Рамиль Кагарманов. Проект «МоноРама», Краснодар.

Лауреат второй степени — «Клавдия Шульженко. О жизни и любви». Исполнитель — Юлия Асоргина, режиссёр — Снежина Копрова. Театр актёрской песни, Санкт-Петербург.

Лауреат третьей степени — «Меня зовут Лёк». Исполнитель — Анастасия Кузнецова, режиссёр — Александр Янушкевич. Пермский государственный театр кукол.

Специальные призы:

Денис Старков — «За виртуозность актёрской работы в спектакле «Маргрит». Театральная лаборатория «Пространство», Москва.

Анастасия Каткова — «За искренность лирической интонации в спектакле «Таня. Воспоминание о счастье». Свердловский академический театр драмы, проект «Театрал».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться