Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Новое древнее

В Музее современного искусства PERMM работает выставка нижегородского стрит-арта

Поделиться

Тем, кто давно мечтал побывать в музее PERMM, но всё откладывал, можно посоветовать поторопиться: там сейчас работает сразу две выставки, и обе классные. Выставка детского творчества «Пермское доброе», о которой «Новый компаньон» уже подробно писал, занимает первый и третий этажи, а между ними, на втором этаже, разместилась очень познавательная выставка-исследование «Свежий слой: от народного искусства до стрит-арта».

Эта выставка готовилась очень долго. Арт-директор музея Наиля Аллахвердиева неоднократно побывала в Нижнем Новгороде, знакомилась с тамошними художниками. Куратор выставки Анна Нистратова — сама художник и, хоть и живёт нынче в Москве, родом из Нижнего. Пермские любители изобразительного искусства давно знают, что ситуация с современным искусством в этом городе прямо-таки завидная, ведь в Пермской художественной галерее прошло уже несколько блестящих выставок, созданных нижегородским художником и куратором Евгением Стрелковым. Но в PERMM — другое искусство и другие художники, совершенно новая для Нижнего генерация. Свежий слой.

Выставка очень доказательно демонстрирует, как современный городской стрит-арт буквально вырастает из традиционного народного искусства и при этом вовсе не собирается обрывать свои корни, а, напротив, тщательно их сохраняет. «Часто пытаются искусственно оторвать современное искусство от традиционного, противопоставить их. Мы показываем, что это абсолютно неправильно», — говорит Наиля Аллахвердиева.

«Свежий слой» рекомендуется к посещению тем, кто любит этнографию — здесь множество традиционных предметов, на которые можно бесконечно любоваться: домашняя утварь, сказочные расписные донца от прялок, старообрядческие рукописные книги с фантастическими рисунками. А рядом — работы современных художников, которые не копируют, не подражают, а развивают традиции народных мастеров, творчески применяют традиционные сюжеты и изобразительные приёмы.

Первое, что видит посетитель, поднявшись на второй этаж музея, — это... изба. Точнее, стилизованная внешняя стена избы — с окнами, подёрнутыми морозным рисунком, с резными наличниками. При этом нижняя часть декора — традиционная, снятая с настоящего старинного деревянного дома, а роспись стекла и верхняя часть декора — лубочные деревянные львы — работы современных художников. По словам Наили Аллахвердиевой, здесь расположен сакральный центр экспозиции и отправная точка для путешествия по ней. Зайдя в «избу», посетитель находит множество бытовых предметов: зеркало, табурет, прялки, игрушки, даже обувь и ремень. Этнографические экспонаты и современное искусство причудливо перемешаны, и видно, как разные люди в разные века вкладывали душу и смысл в быт и повседневность.

Своеобразно и афористично трактуют взаимодействие прошлого и настоящего художники из группы «ТОЙ». Их излюбленный паттерн — кирпичная кладка. Эти неровные кирпичики они наносят на зеркала, на одежду и обувь, на матрёшку… Улица буквально въедается в быт художника: отражается в его зеркале, отпечатывается на одежде.

Здесь же появляются работы Андрея Оленёва — очень рукодельные, фантазийные и мастерски выписанные, они доставят удовольствие всем — и тем, кто любит искусство сложное, концептуальное, с замыслом, и тем, кто любит просто красивую живопись. Работы Оленёва там и тут появляются на протяжении всей выставки, каждый раз заставляя остановиться, вглядеться и порадоваться. Вот, к примеру, складень-трельяж, расписанный средневековыми босховско-брейгелевскими мотивами: там и корабль дураков, и Доктор Чума…

Мистика, загадочность, фантастические сюжеты — непременная составляющая народного искусства, и в творчестве современных художников они представлены в полной мере. «Свежий слой» нижегородцев вполне уверенно себя чувствует среди фольклорных персонажей, таких как русалки-«фараонки» или хохлатый демон. Многие сюжеты, герои и идиомы нижегородского народного творчества связаны с рекой, с судоходством, с рыбалкой. Группа «ТОЙ» материализовала поговорку «вилами по воде» в виде инсталляции из лодки, где вместо вёсел — вилы. Художник Владимир Чернышёв создал замечательный мультфильм The Story of the Fisherman на сюжет рыбацкого фольклора, очень графичный, очень тонкий, наполненный загадочными, как рукопись Войнича, орнаментами и письменами.

Одна из важных составляющих выставки — это большие информационные стенды. Текстов и фотографий здесь, пожалуй, больше, чем принято на выставке в музее, где, по идее, должны быть в основном подлинные произведения. Но весь посыл, вся эстетика экспозиции это оправдывает, а читать и разглядывать эти стенды бесконечно интересно. Из них можно узнать, например, что слово «феня» (уголовный жаргон) происходит от слова «офеня» — так называлась закрытая каста нижегородских торговцев, использовавших особый язык. И это слово, представьте, греческого происхождения.

По словам Наили Аллахвердиевой, традиционно столицей стрит-арта считается Екатеринбург, а в Нижнем Новгороде, как говорится, «ничто не предвещало». Нижний был заповедником деревянной архитектуры, поразительно хорошо сохранившейся. Хорошо, но не всегда: здешние резные теремки не миновала всеобщая участь российского деревянного зодчества, которое повсеместно мешает застройщикам и требует повышенного внимания властей — благоустройства, ремонта... «Деревянные дома — достоинство для художников, но недостаток для урбанистов, и бой этот неравный», — говорит арт-директор музея. В городе возникло стихийное движение по сохранению и популяризации деревянной застройки, и именно с этим движением связано новое поколение нижегородских художников, большинство из которых активно реализуется в формате стрит-арта.

Множество прекрасных работ, созданных на стенах домов, можно увидеть на фото, сделанных на фестивале «Новый город: древний». Это событие — не просто выставка стрит-арта. Ребята, организовавшие фестиваль, настоящие патриоты, их цель — не самовыражение, а привлечение внимания к судьбе деревянной архитектуры. Множество старинных домов удалось спасти благодаря их усилиям. Фестивальные работы — это не что-то наложенное на деревянные дома «сверху»: каждое произведение вырастает из судьбы дома. Все работы создавались в коллаборации с жителями домов, которые охотно рассказывали художникам о своей жизни, об истории строения, о его потайных смыслах.

«Свежий слой: от народного искусства до стрит-арта» продолжает цикл выставок в PERMM, посвящённых искусству российских регионов. Как и детская выставка «Пермское доброе», она работает до 22 октября.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться