Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Человек‑локомотив

Поделиться
Без названия


  Сергей Копышко
newsko.ru

На вернисаже многие вспоминали, что, прежде чем получить художественное образование, нынешний председатель Пермского отделения Союза художников России с отличием окончил железнодорожный техникум. Сейчас эта деталь биографии вовсе не кажется случайной. На протяжении многих лет Исмагилов считался крупнейшим прикладником среди пермских художников. Его искусство подразумевало под собой не только талант, но и умение работать с самыми сложными материалами, отсутствие малейшей робости перед механизмами. Это было очень мужское искусство, очень рукотворное, требующее решительности и физической силы. Металл и стекло поддавались ему как никому другому: чувствовали, наверное, практическую, рабочую, «железнодорожную» хватку. Большой мастер металлических композиций, витражей и мозаики, Исмагилов в 1980‑е годы стал самым востребованным оформителем общественных интерьеров в Перми. Ветераны рэйв‑клубов помнят легендарный клуб «Галактика», оформленный им весьма новаторски. И сейчас металлическая скульптура, равно как и витражи, — его повод для гордости.

Но не только из-за любви к железу вспоминали железнодорожное прошлое Исмагилова. Нынешний председатель Пермского отделения Союза художников — лидер не только по статусу, но и по характеру. Он известен как человек взрывной, решительный и непреклонный. И очень настойчивый. Настоящий локомотив.

Тем более удивительно выглядит его юбилейная выставка. В ней столько красоты, умиротворения и гармонии, что трудно поверить, что автор — тот самый Исмагилов. В преклонные годы он все более тяготеет к светлому, лиричному импрессионистическому пейзажу. Тем, кто знает личные обстоятельства художника, не нужно объяснять, откуда эта лирика, у Исмагилова прекрасная семья: красавица-жена и талантливые дети. Символ этой семейной идиллии — дача на Сылве, к которой художник сердечно привязан, будто корнями в ее почву врос. Отсюда и удивительно проникновенные картины прикамской — именно прикамской — природы.

Впрочем, есть на выставке и другие пейзажи. Исмагилов много путешествовал по Советскому Союзу, предпочитая труднодоступные места, такие как остров Колгуев или остров Ольхон. Он был другом и соратником легендарного «кинопутешественника» Михаила Заплатина, сопровождал его в экспедициях. По экспонатам в Доме художника можно составить хронику этих путешествий.

Но самым интересным «экспонатом» на вернисаже был виновник торжества. Даже если не знать ни его самого, ни его творчество, можно по внешнему облику сказать очень многое. Отличный вкус и острое чувство красоты выдавали артистический бархатный пиджак и яркий шейный платок. Решительный характер и своенравие — резкие, так и просящиеся на выразительный портрет, черты лица. Счастливую и полную жизнь — моложавость и бодрость (никто не мог угадать, что Исмагилову исполняется 70 лет, предполагали, что 60, и то — с сомнением).

Ну а по картинам, свободно, без толкотни, развешенным в залах Дома художника, можно определить еще одну черту их автора — мудрость. Выставка называется «Музыка тишины»: шумный и резкий лидер пермских художников тишину умеет слышать по-настоящему. Неудивительно, что эмблемой выставки стала его картина, на которой на фоне осеннего пейзажа прямо в воздухе пронзительно бесшумно застыли яркие, как солнце, яблоки.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться