Анастасия Кожевникова

Анастасия Кожевникова

корреспондент

Другая сторона экрана

Учёные обсудили, как сериалы влияют на повседневность и науку

Поделиться

Во время Большой книжной ярмарки учёные и знатоки сериалов решили обсудить, заменяют ли сериалы большую литературу и являются ли они способом ухода от реальности. Однако на деле слушатели только приблизились к ней, а спикеры добавили новые штрихи к новой, тесно связанной с просмотром сериалов жизни.

Оранжевый хит сезона

«Оранжевый — хит сезона»

Отношения с литературой

Модератор дискуссии доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций филологического факультета ПГНИУ Иван Печищев заметил, что тема острая: не так давно пермские учёные уже анализировали один из наиболее известных сериалов — «Игру престолов». «Я бы посмотрел на этот вопрос, говоря о сериальности вообще в жизни: многие новости разворачиваются, как сериалы, много сегодня цикличного, что упрощает нам жизнь», — считает Иван Печищев. В дальнейшем об упрощении речь заходила редко.

Научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований и преподаватель историко-политологического факультета ПГНИУ Людмила Кузнецова выступила на тему «Зачем они это снимают и кто это смотрит?»: есть ли у сериалов актуальность и могут ли они устареть».

«Заменил ли сериал литературу? Нет, не заменил, — считает Людмила Кузнецова. — Однако дело не в замене, а в том, что такие специфические функции литературы, как конструирование идентичности и отражение реальности, выполняет не только она. Хотя у литературы никогда не было монополии на эти функции — здесь сериалы идут следом за кино. Важно, что изменились технологии и производство сериалов стало большим бизнесом, теперь оно способно на целые каналы».

По её словам, сейчас сериалы способны быстро реагировать на изменения в обществе и поднимать темы, которые активно обсуждаются. Приводить примеры Людмила Кузнецова решила на своём любимом сериальном жанре — процедуралах (или детективах). Жанр довольно узкий, но и в нём авторы пытаются сказать что-то новое, необязательно концентрируя внимание на расследовании, вокруг которого завязан сюжет. «Например, в новозеландском сериале «Вершина озера» расследуется убийство, но это разговор про сложные материнские отношения и абьюзинг (жестокое отношение — ред.). Я не помню сериала, в котором эта важная тема так подробно бы разбиралась», — говорит учёный.

Ещё один сериал — «Гранчестер», где сельский священник расследует убийство. Он вступает в дискуссию с сериалом «Аббатство Даунтон», который рассказывает о жизни аристократического семейства начиная со Второй мировой войны, сохраняя «удивительно идеалистический взгляд на мир золотого века английской аристократии». Как считает Людмила Кузнецова, это неслучайно: продюсер и сценарист Джулиан Феллоуз — аристократ и очень активно участвует в продвижении идеи золотого века Англии. И многим нравится думать так. В «Гранчестере» действие происходит в то же время, но там есть и расизм, и гомофобия, и другие ужасные проявления человеческого характера.

Прослушка

«Прослушка»

Идеей о том, что стоит принимать и горькие стороны прошлого, он походит на сериал «Безумцы» о работе большого рекламного агентства в 1960-е годы. «Это время американцы очень любят, но тогда же активно проявлялись сексизм, вредные привычки (не помню серии, где бы герои не курили). Этот сериал разрушает образ золотого века и заставляет задуматься о веке сегодняшнем», — считает Людмила Кузнецова. Раньше этот сериал был не особенно популярен и скорее носил характер «эстетского».

Сейчас Кузнецовой тоже нравится смотреть не очень популярные небольшие сериалы. Ей кажется, что будущее именно за такими картинами, которые не зависят от больших студий.

После выступления заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций филологического факультета ПГНИУ Владимир Абашев добавил немного к пониманию взаимоотношений литературы и сериалов: «Одно не заменяет другое. Фотография не заменила живопись, но они вступили во взаимоотношения друг с другом. То же самое и с литературой и сериалом. Сериал невозможен без литературы, так как любой сценарий это литература. Чуткий писатель Алексей Иванов считает, что сериальная культура задаёт горизонт для литературы. Он сначала пишет сценарий «Тобола», а уже потом роман. Визуальная история становится важной, потому что изображение сообщает нам чаще больше, чем слово. Сериал — мощнейший инструмент исследования жизни сегодня. Не случайно по сериалу «Прослушка» философ Славой Жижек устраивал серьёзные дискуссии. Этот сериал рассказал о большом американском городе и его проблемах больше, чем социологические исследования».

Феминизация сериалов

Позже о другой сериальной тенденции — феминизации индустрии в целом и появлении большого количества персонажей сильных женщин в поисках правды и справедливости — рассказал сотрудник Центра ГРАНИ Алексей Курносов.

«Это не основная тенденция современной сериальной культуры, но она очень заметна, — считает спикер. — В сериалах появляется больше интересных женских персонажей». При этом съёмочная команда тоже становится более «женской»: хотя до сих пор есть стереотип о женских (художник по костюмам, помощник режиссёра) и мужских (режиссёр, продюсер) профессиях в кино, ситуация сейчас выравнивается. Режиссёр сериалов «Блеск» и «Оранжевый — хит сезона» Дженджи Коэн — яркий пример здесь. Кроме того, часто режиссёрами сериалов становятся известные актрисы: Хелен Хант снимала эпизод сериала «Вражда», Джоди Фостер сняла несколько эпизодов сериала «Оранжевый — хит сезона», Анджела Бассетт сняла эпизод «Американской истории ужасов».

Естественно, всё больше женщин появляется по обе стороны экрана. Среди женских персонажей самый очевидный типаж — женщина-полицейский или детектив. Например, в сериале «Крах» преступления расследует эдакая богиня Диана без страха и упрёка. Её антипод — Элли Миллер из сериала «Бродчёрч».

Фарго

«Фарго»

В сериале «Фарго», являющемся наследником философии братьев Коэнов, тоже расследуются преступления. В интерпретации Алексея Курносова, по модели мира Коэнов все люди очень глупые. При этом есть хорошие глупые люди и плохие. Они нормально уживаются вместе, пока нет абсолютного зла, но, когда оно проявляет себя, плохие глупые люди попадаются в ловушку, а вытаскивают их хорошие. Персонаж Молли Солверсон — как раз такой хороший глупый человек. Затем в сериале появляется более сложный персонаж Глория Бёргл. «Так же, как мы сомневаемся в реальности добра, она сомневается в реальности себя: перед ней не открываются автоматические двери, не реагируют датчики на автоматах с мылом и её нет в фейсбуке. Она часто находится в неприятной ситуации, у неё сложное прошлое, но сериал и показывает, что совершенно необязательно быть героем, можно быть просто хорошим человеком», рассказывает знаток сериалов.

Не обошлось и без женщин-прокуроров. Примером стала Марша Кларк из «Американской истории преступлений» — прокурор, участвовавший в известном деле футболиста Симпсона. Она невольно стала медиаперсоной, и все почему-то обсуждали её причёску, наряды и развод с мужем.

Где прокуроры, там и адвокаты. Много таких героинь в сериале «Хорошая битва». Он постоянно отвечает на разные вопросы: легко ли быть женщиной-адвокатом в США? А если победил Трамп? А если вы потеряли все свои сбережения? А если вашего отца обвиняют в крупном финансовом мошенничестве? Сериал «Оранжевый — хит сезона» тоже об искательницах правды и справедливости, только с необычным местом действия — женской тюрьмой. Потом Алексей Курносов перечислял ещё много сериалов, где сильные женщины появляются в самых необычных обстоятельствах и местах. Одним из последних был сериал «Блеск». «Если объединить борьбу и шик, получится сериал про женский реслинг в 1980-х. И раз уж до сих пор считается, что смотреть сериалы — стыдное занятие, то почему бы не получать от этого удовольствие?» — завершил выступление сотрудник Центра ГРАНИ.

Одна из слушательниц уже у второго спикера решила поинтересоваться, почему примеры приводят только из зарубежных сериалов. «Я не смотрю отечественные сериалы, — признался Алексей Курносов, — есть в этом какой-то снобизм, но так получилось, что я смотрю сериалы в оригинале». Ещё слушателям в обзоре не хватило женских боевиков. А Людмила Кузнецова спросила, проходили ли перечисленные сериалы тест Бекдел (главное условие — чтобы минимум два женских персонажа разговаривали друг с другом не о мужчинах). По словам Алексея Курносова, большая часть сериалов этот тест бы прошла, кроме, пожалуй, сериала «Крах», потому что рабочие отношения там женщина строит в основном с мужчинами.

Потребление истории

Завершила эту мини-конференцию историк Галина Янковская выступлением «Теленовеллы: потребление истории и моделирование исторической памяти» о том, как сериалы влияют на восприятие истории. Она привела всего три примера телесериалов, повлиявших на общественную жизнь, но каждый был очень ярким. Первый — сериал «Холокост», вышедший в 1978 году и спровоцировавший дискуссию среди историков Западной Германии. С этого началось обсуждение внуков тех, кто воевал во Второй мировой войне, которые хотели понять, кем были их деды.

Второй пример — сериал «Великолепный век». «Это массовая продукция, но он сформировал яркий образ прошлого, и сейчас экскурсии по Стамбулу а-ля «Великолепный век» — одно из самых востребованных направлений туризма в этой стране», — рассказывает Галина Янковская. И последний пример — телесериал «Стиляги», после которого развернулась дискуссия о том, что это была за эпоха в стране, при том что, по словам спикера, сериал не имел отношения к эпохе 1960-х, он «про другое».

Вражда

«Вражда»

Сейчас Галина Янковская видит мощный конфликт между тем, какого уровня достигла профессиональная история, и тем, какое историческое повествование желает видеть общество. Так, профессиональная история говорит про визуальные дискурсы, символическую реальность и т. д. Она строится на том, что историки не могут рассказывать, «как было на самом деле», но в то же время человек, который обращается к кинореальности, задаёт именно этот вопрос. Кроме того, в прошлом веке среди исторических концепций победила школа «Анналов», историков, которые сказали: «Хватит говорить об истории великих, давайте поговорим о маленьком человеке», они стали показывать повседневность людей. В телесериалах есть мнимая победа этой школы (истории маленьких людей, показ повседневности), но самого её духа там нет.

«Сегодня самая популярная стратегия работы с историей — её потребление. История оказывается рудой для конструирования историй, — говорит Галина Янковская. — А кто сядет на ресурс? Игрок на букву Г — наше государство. Сериалы на главных каналах российского телевидения показывают зрителям пределы допустимых разговоров об истории». В них можно заходить очень далеко, например, там показаны ужасы в сталинских застенках (но, с другой стороны, по словам историка, это полная легитимация изображения Сталина).

В телесериале «Палач» главная героиня во время Великой Отечественной войны по указке немцев расстреливала советских военнопленных, а потом удачно эмигрировала. «Тема очень острая, но она не вышла на обсуждение проблемы граждан СССР, которые сотрудничали с вражеским режимом. Получается, что можно сказать об этом в сериале? Да, можно. Но чуть-чуть», — считает Галина Янковская.

Ещё одна тенденция, которая входит в круг пугающих, — нарастающий культ карательных органов в российских телесериалах. Почти в каждом из них главные герои занимают посты в силовых ведомствах.

Одна из зрительниц потом спросила, хорошо ли, что исторические сериалы популяризируют историю. Галина Янковская ответила, что вопрос не такой простой, несмотря на кажущуюся лёгкость: «Вроде бы, конечно, пусть говорят об истории — с дурной овцы хоть шерсти клок. Но не всякая трансляция образов прошлого является полезной для социума».

Если отойти от истории и смотреть на сериалы в целом, о какой опасности стали спрашивать зрители? О зависимости от сериалов. Если Людмила Кузнецова сказала, что по-настоящему зависимые от сериалов люди, которые ради новой серии бросают всё, ей не встречались, то Алексей Курносов сказал, что такие случаи есть. И чтобы не стать зависимым, нужно проще относиться к сериалам: «Это всего лишь одна из форм досуга, но ведь есть и другие, иногда даже более интересные».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться