Полина-Путякова

Полина Путякова

журналист

Непрофильные убытки

Из-за мошенничества в сфере ОСАГО страховщики за полгода потеряли 75 млн рублей

Поделиться

Несмотря на введение натурального возмещения по ОСАГО, ситуация с убыточностью этого вида страхования в Пермском крае остаётся проблемной и даже усугубляется. Причина — в «эффективности» работы автоюристов-мошенников. ОСАГО приносит страховщикам примерно 25% сборов, но на выплаты по этому виду страхования уходит до половины возмещений.

Разбитое авто

Ситуация с автоюристами настолько серьёзна, что становится причиной убыточности не только отдельного направления бизнеса, но и целых страховых компаний
  Игорь Катаев

Прямой путь к потерям

В первом полугодии 2017 года сборы по ОСАГО в Прикамье снизились на 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а выплаты увеличились на 31%. Таковы официальные данные Банка России. Теперь ОСАГО приносит страховщикам четверть всех собранных взносов, но оттягивает на себя почти половину совокупных возмещений (точнее — 48%).

Если год назад автостраховщики Прикамья выплачивали по ОСАГО 52 руб. из каждых собранных 100 руб., то теперь — 72 руб. Кроме собственно выплат страховщики несут так называемые расходы на ведение дела — организационные и административные затраты. С учётом них страховщики региона теряют 88 руб. из каждых 100 руб., собранных по ОСАГО.

И это ещё один из самых оптимистических показателей в России! Средняя по всем регионам цифра, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), составляет 111 руб. на каждые 100 руб., собранных по ОСАГО, то есть этот вид страхования убыточен. Минимальные показатели — 59—60 руб. — у Москвы, Ямало-Ненецкого и Ненецкого округов. Все рекорды бьют Северная Осетия — Алания, Ингушетия, Дагестан, Волгоградская область, Адыгея и Карачаево-Черкесская АО: там на каждые 100 руб. сборов выплата составляет 200 руб. и более.

Ситуация настолько серьёзна, что становится причиной убыточности не только отдельного направления бизнеса, но и целых страховых компаний. Неслучайно несколько крупнейших игроков в прошлом году добровольно вышли с рынка, например, страховая группа «Уралсиб», страховые компании «Альянс» и «ВТБ Страхование».

Серьёзные потери несёт «Росгосстрах»: компания не первый отчётный период показывает убытки. Стратегия сокращения присутствия на рынке ОСАГО результатов пока не дала. Эксперты полагают, что страховщик останется убыточным как минимум до конца этого года из-за платежей по договорам, заключённым в предыдущие периоды.

Тяжёлая доля

Значительный вклад в убыточность ОСАГО вносят так называемые автоюристы, выкупающие требования пострадавшей стороны за 30—50% от их стоимости. Пострадавший соглашается, поскольку хотя и теряет в деньгах, зато избавляется от бумажной волокиты, участия в судебном процессе, ожидания выплат и т. д.

Однако проблема состоит не в этом. С точки зрения убыточности страхования не имеет значения, кто получит причитающиеся выплаты по ОСАГО. Хуже то, что, переводя дело в судебную плоскость, автоюристы вынуждают страховщиков нести не только судебные издержки, но и разнообразные нестраховые потери (накладные расходы), такие как оплата экспертизы и услуг экспертов. Кроме того, мошенники представляются в суде юристами пострадавшей стороны, которыми они после выкупа долга уже не являются. Это даёт основание требовать выплаты страховщиком штрафов и пеней по закону о защите прав потребителей, а также оплаты услуг самих автоюристов.

авария

  Константин Долгановский

Несмотря на введение натурального возмещения по ОСАГО, ситуация остаётся достаточно тяжёлой. В этом году РСА опубликовал данные, позволяющие оценить масштаб деятельности автоюристов.

Доля выплат по ОСАГО, взысканных судебным путём, в Пермском крае не столь велика — в пределах 10%. Это сравнительно немного: есть регионы, где ситуация обстоит иначе и доля выплат, полученных через суд, достигает 30% и более. Средний по России показатель равен 12%.

Конечно, не все судебные разбирательства инициированы автоюристами, но большая часть именно их рук дело, другого объяснения столь серьёзных колебаний от региона к региону нет. Если вернуться к Пермскому краю, то в этом смысле ситуация за год даже улучшилась: по итогам первого полугодия прошлого года доля выплат, взысканных судебным путём, превышала 14%.

Эффект судов

В то же время в Прикамье автоюристы работают «эффективнее», чем в большинстве других регионов. Если удаётся добиться положительного решения суда, они наносят действительно серьёзный ущерб страховщикам. По данным РСА, сопутствующие расходы, которые страховые компании понесли в судах по ОСАГО, в 1,7 раза превышают собственно страховое возмещение — такова статистика по Пермскому краю за первое полугодие 2017 года.

Так, суммарный объём выплат по ОСАГО, назначенных по суду за этот период, составил 44,9 млн руб., а накладные расходы — 75 млн руб., в том числе 42,8 млн руб. — это выплаты, наложенные в соответствии с законом о защите прав потребителей.

По этому показателю ситуация в Пермском крае ухудшается: если сейчас соотношение собственно страховых и накладных расходов составляет 1,7, то годом ранее оно было равно 1,5. Теперь Пермский край входит в число антилидеров: средний по России показатель составляет всего 1,1. Хуже, чем у нас, ситуация обстоит лишь в 10 регионах, среди которых нет наших географических соседей. У последних всё намного лучше: например, в Свердловской области соотношение накладных и собственно страховых расходов в судах составляет 1,22, в Башкортостане — 1,15, в Удмуртии — 0,8, в Кировской области — 0,68.

Интересно, что эксперты не отмечают прямой связи между уровнем экономического развития региона и успешностью действий автоюристов. Скорее, речь может идти о таком факторе, как сложившаяся судебная практика, а точнее — о подходе судов к рассмотрению дел о возмещении ущерба по ОСАГО, в том числе в силу перегруженности судей.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться