Да зачем он нужен, этот аутсорсинг?!
Центр «Грани» провел на минувшей неделе «круглый стол», в рамках которого планировалось обсудить проблемы использования аутсорсинга в социальной сфере. Однако большая часть предложенных организаторами для обсуждения вопросов так и осталась без ответа. Выяснилось лишь одно — вопросы вызывает не сама система использования аутсорсинга для исполнения государственных функций, а отсутствие должной информационной политики, разъясняющей населению, что это такое и как оно работает.
Информационным поводом для «круглого стола», по словам директора центра «Грани» Светланы Маковецкой, послужил недавний «скандал», спровоцированный работой Министерства социального развития Пермского края по организации выявления неблагополучных семей. В прессе и блогах появилась информация, согласно которой АНО «Центр социально-психологической помощи населению», выигравшее конкурс на выявление неблагополучных семей, в качестве «выявителей» использовало студентов. Директор этого центра Ольга Васильева во время «круглого стола» заявила, что студенты не были приняты на работу, а «интервью» с ними, которые появились в прессе, являются постановочными. Поводом для появления ложной информации, по ее словам, послужило то, что сотрудница компании «Лаинград», занимавшейся поиском четырех недостающих работников, без согласования с центром разместила в интернете объявление о приеме на работу в разделе для студентов, не установив при этом возрастные ограничения. При этом никакой реакции со стороны краевого минсоцразвития не поступило.
Этот случай, выявивший отсутствие контроля со стороны госорганов за работой аутсорсеров и вскрывший ряд других проблем, вызвал у экспертов множество вопросов по его использованию в социальной сфере в целом. Светлане Маковецкой потребовалось 20 минут только для того, чтобы озвучить лишь часть из них.
В ходе дискуссии планировалось найти ответы на ряд вопросов: обладают ли внешние исполнители государственных функций (аутсорсеры) достаточной квалификацией, опытом и персоналом для обеспечения требуемого качества деятельности и результатов? Как выглядит система текущего контроля качества со стороны госоргана в отношении аутсорсеров?.. Однако дальнейшее обсуждение в большей степени свелось к агрессивной информационной среде вокруг аутсорсинга и отсутствию со стороны госорганов каких-либо действий для формирования общественного доверия к нововведениям.
По мнению эксперта центра «Грани» Константина Сулимова, одна из проблем аутсорсинга заключается в том, что люди не понимают, зачем он нужен.
«Я всерьез полагаю, что с помощью аутсорсинга можно получать управленческие, бюджетные выгоды, улучшить качество услуг. Но примеров я предоставить людям не могу, и не я их должен предоставлять», — отметил Сулимов.
Отсутствие информационной политики по продвижению аутсорсинга, отсутствие пропаганды и объяснений, по его мнению, приводит к тому, что в понимании граждан аутсорсинг — всего лишь способ поделить бюджетные деньги.
Сулимов уверен, что вопросы останутся до тех пор, пока у каждого министерства или ведомства не появится конкретный документ, в котором будет прописываться механизм использования системы аутсорсинга, чтобы население и эксперты могли понимать, почему принимаются те или иные решения. Сделать это, по его словам, следует как можно быстрее, пока понятие «аутсорсинг» еще не успели дискредитировать.
«Если потом начать строить нормальную систему, то придется заменять это слово, потому что оно станет таким же ругательным, как слово «реклама», — спрогнозировал Сулимов.
Председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев также уверен, что такие нововведения, как использование аутсорсинга для исполнения государственных функций, нуждаются в пиаре, «чтобы в Пермском крае аутсорсинг любили и доверяли ему».
«Сегодняшняя система аутсорсинга позволяет мне публично сказать, что она коррупциогенна, и никто из чиновников не сможет доказать обратное», — категорично заявил Аверкиев.
Министр социального развития Пермского края Екатерина Бербер, отвечавшая на все вопросы весьма лаконично, лишь посетовала, что ведомству выделяется недостаточно средств на освещение своей деятельности, в том числе по аутсорсингу.
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина заявила, что в настоящее время оптимальной информации о результатах по качеству внедрения аутсорсинга нет. Но, по ее мнению, «коренное изменение в социальной сфере, фактически выход в рыночные отношения — это, безусловно, перспективно». В то же время, считает Марголина, в первую очередь необходимо проанализировать наличие потенциальных исполнителей этого заказа или его отсутствие.
Улучшить качество услуг, предоставляемых аутсорсерами, по мнению омбудсмена, может определение стандартов услуги и четкие, жесткие требования к тем, кто исполняет этот стандарт. Такие как наличие специального профессионального образования, сертификата или лицензии на деятельность. «Независимо от того, кто оказывает услугу — частная структура, автономное учреждение или НКО — это должны быть люди с соответствующим образованием», — подчеркнула Марголина.
Еще одно ее пожелание коснулось все той же информационной политики — необходимости создания дополнительных каналов для получения разносторонней информации.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.