Мария Лямина


Гены места

Особое мнение выпускницы программы City Marketing in Europe (HVA, Нидерланды) Марии Ляминой об организации городских общественных пространств

Поделиться

Представьте, что вы смотрите на город со стороны. Под увеличительным стеклом. Тонкие нити улиц, мембрана транспортной сети, цитоплазма рек и водоёмов, система взаимосвязанных элементов: иногда спутавшихся в затейливый клубок, иногда чётко структурированных, словно расчерченных циркулем. Каждый город — живая клетка в системе гигантского организма. В ней пульсирует жизнь, происходят обменные процессы. У каждого города свой уникальный генетический материал, обеспечивающий хранение культурных кодов, передачу их из поколения в поколение и реализацию собственной уникальной «программы» в жизни своих обитателей. Ядром городской «клетки» можно считать общественные пространства.

Лямина

Мария Лямина

Так что же такое «публичные пространства»? Определений множество. Термин по-своему трактуют философы, политологи, географы, социологи. Начнём с того, что это пространства, по праву принадлежащие всем горожанам; пространства, которые мы разделяем друг с другом, в отличие от частных — дома, работы, автомобиля. В англоязычной литературе применяется термин public space, open space. Имеются в виду открытые уличные пространства, наделённые некими социальными функциями. С 1960-х годов в мире не утихают споры в отношении справедливого использования, дизайна, безопасности общественных пространств, служащих своим обитателям. Кому больше достанется: пешеходам, автомобилистам или велосипедистам? Для туристов, оккупировавших public space, это пространство «своё» или «чужое»? Почему эстетика и уровень организации общественных пространств так важны для качества жизни горожан?

Организация общественных пространств, стратегии развития public spaces — темы, уже много десятилетий назад отгремевшие в «повестке дня» американских и европейских городов. Там теперь это естественным путём вплетено в систему городского планирования. Разве уж совсем какие-то громкие эксперименты наделают шума или создадут новый тренд. Тренд разлетится по разным странам нашего глобализированного мира, и в каждой части света его «переварят» по-своему.

До России волна урбанистической молвы докатилась сравнительно недавно. Здесь вновь уместно вспомнить «пермский культурный проект», где много говорилось о брендинге территорий, но местными сообществами всерьёз не принималось. Добавим, что инициативы сообществ «снизу» от лица городских активистов, подбадриваемых деятельностью общественных организаций, и до, и после «культурных революций» были заметным явлением, но порою несколько отстранённым или маргинальным. В общем, понимания между всеми заинтересованными сторонами не наблюдалось. Однако вместо рефлексии на эту тему, требующей серьёзного анализа, хотелось бы высказать другое предположение. Есть ощущение, что в жизни Перми именно сейчас найдена точка бифуркации, которая может привести к большим переменам в вопросе организации публичных пространств.

Во-первых, началась самостоятельная консолидация заинтересованных участников: формальные и неформальные городские сообщества, учреждения культуры, а иногда даже и бизнес находят друг друга, объединяются, создают проекты, формируя смысловое наполнение общественных пространств.

Во-вторых, многие городские чиновники, видя столичные примеры и получая задачи от вышестоящих инстанций, стараются следовать трендам. Для видимости и галочек, с оглядкой, маленькими неуверенными шажками… Но всё же в сознании людей, принимающих политические решения, зарождается новая важная ценность, связанная с осознанным планированием городских публичных пространств.

В-третьих, горожане стали больше путешествовать. Опыт, пережитый в других городах и странах, часто не даёт покоя, заставляя сравнивать, ругать своё и реже — действовать.

Несмотря на приятные предпосылки, на пути к качественно организованным public spaces нам предстоит большая работа над своими привычками и образом мысли. Поэтому хочу пожелать себе и всем окружающим, участвующим в трансформации городской среды, помнить:

— Любое городское публичное пространство требует осмысления. Для этого необходимо провести полноценное исследование, связанное с местом. Осмысленное пространство несёт в себе идею и рождает концепцию. Концепция помогает создать эффективную инфраструктуру, комфортную среду и проектирует стратегии поведения пользователей пространства. Городское usability нельзя приравнять к благоустройству территории.

— Разрабатывая стратегии public space, мы должны тренировать осознанность и чувство меры. Не стоит слепо следовать трендам и примерам других городов. Изучая опыт других, мы должны адаптировать его к условиям места. Если общественное пространство выполняет узкую функцию и не требует дополнительного идейного наполнения, не стоит искусственно добавлять ему смысловой значимости. Общественный туалет может остаться общественным туалетом, но быть чистым и доступным.

— Проектирование публичного пространства предполагает его подробное исследование и анализ пожеланий/мнений/недовольств всех заинтересованных пользователей. В большей или меньшей степени этот процесс — часть большой политической игры, поэтому лучшим решением будет поиск консенсуса между всеми стейкхолдерами и поддержка «обратной связи».

— Публичные пространства — «места встреч». Они помогают нам общаться друг с другом и налаживать новые связи.

— Работа с публичным пространством не ограничивается его дизайном. Концептуальная идея пространства формирует вариации поведения его пользователей здесь и сейчас. Повторяя одни и те же практики, горожане формируют свои привычки. Это и становится основой стиля жизни в городе. С нашей ментальностью как-то неудобно быть счастливым, гораздо привычнее всё оценивать через негатив и отрицание. Однако ежедневные приятные моменты, ассоциирующиеся с общественными пространствами города, по-настоящему помогают прочувствовать вкус к жизни в нём.

Итак, городские публичные пространства год за годом и поколение за поколением собирают данные об образе жизни своих обитателей, фиксируют новые культурные и политические изменения, диктуют свои правила. Так, в мультфильме «Тайна третьей планеты» главная героиня Алиса находит цветы-зеркала, на которых тонкими плёночками зафиксированы воспоминания целой планеты. Гены места подвластны изучению. Пространство познаётся опытным путём.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться