Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Пермские классики и модернисты

Поделиться

  newsko.ru

«Пермские классики» — так называется экспозиция в галерее «25/17». Ее директор Юлия Орлова и арт-директор Марина Фельдблюм в очередной раз продемонстрировали верность направлению, которое было сформулировано еще при открытии: продвигать современное традиционное искусство, поддерживать пермских художников.

Этой экспозицией можно гордиться — галеристам удалось извлечь из неведомых закромов произведения старейших пермских художников, наследие которых, казалось бы, давно разошлось по частным коллекциям. Выставка в «25/17» — парад профессионалов, когда любуешься в первую очередь мастерством и хорошей школой, и лишь затем — изобретательностью художника и новизной изобразительного решения. Большинство работ — лирические пейзажи, что неудивительно: именно в этом жанре советские художники находили убежище от официоза. Здесь много пейзажей, хорошо известных завсегдатаям выставочных залов, например, акварели Константина Собакина, изображающие легендарный дом Каменских, сгоревший в Суксуне 10 лет назад, или городские пейзажи Виктора Кузина — у обоих художников недавно прошли серии персональных выставок.

Безошибочно узнаваемы старые, узловатые деревья, которые так любил изображать Петр Оборин, и легкие, лиричные жанровые картины Олега Коровина, выполненные в духе безупречного соцреализма, но при этом очень живые и непосредственные. Чрезвычайно трогательны насквозь «советские» картины Ивана Россика, который умудрился опоэтизировать даже сцены из жизни птицефабрики.

Главную гордость галеристок составляет подбор картин на стене напротив входа — их всего четыре, но какие! Картины Александра Репина — «Осень на Чусовой» (1967) и просто «Осень» (1983). Два осенних пейзажа — а какое между ними расстояние! При том что принципы художника за полтора десятка лет кардинально изменились, в картинах есть нечто общее — стремление к монументальности каждого образа, очарованность геометрией природы, попытка передать реальность как череду цветовых объемов.

Рядом — единственный в экспозиции пейзаж Ивана Борисова «Красные крыши. Бахчисарай» — акварель, которую очень легко принять за масло, настолько плотно и фактурно выписана каждая деталь. А «Карл Маркс» Николая Можарского так хорош, что хочется немедленно подарить его какому-нибудь современному руководителю, чтобы рядом всегда была масштабная личность для сравнения.

В соседней галерее «Союз-арт» одновременно открылась персональная выставка Анатолия Френкеля «Заумь». Для заглавия взято словечко из лексикона футуристов, таких как Александр Введенский и Алексей Крученых (на вернисаже всех посетителей поставила в тупик просьба французской гостьи перевести название выставки), но содержание работ художника никак не соотносится с началом ХХ века. Оно, несомненно, гораздо более молодое — это новейшая разновидность абстракционизма, о котором во времена футуристов никто не слышал. И в то же время это продуманное и прочувствованное обращение к глубочайшей древности, к корням цивилизации — недаром одна из живописных серий, представленных на выставке, называется «Архео».

На вернисаже все восхищались изысканным колоритом работ. Действительно, в них очевидна большая и серьезная работа с цветом, в результате которой цвет несет в себе множество смыслов. Удивительно ощущение глубины пространства, возникающее от игры темного и светлого в этих, казалось бы, абсолютно абстрактных картинах.

Если учесть, что в также находящейся неподалеку галерее «Марис-арт» открылась персональная выставка Константина Николаева — наследника традиций «серебряного века», «Мира искусства» и «Бубнового валета», то можно сказать, что в пермском «галерейном квартале» представлены все основные идейно-художественные течения в живописи ХХ века. И все — «сделано в Перми».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться