Андрей Семериков: Интернет дал людям то, чего не могут обеспечить никакие другие способы общения
Администратор
newsko.ru
— Андрей Николаевич, вы согласны, что интернет, стремительно внедряясь в современную жизнь, уже сформировал некую параллельную реальность?
— Существуют разные мнения на этот счет. Одни считают, что интернет — нечто одушевленное. Я утверждаю, что это просто железо и программное обеспечение, управляемое конкретными людьми. И все, что происходит в Сети, ничего общего не имеет ни с общественным мнением, ни с политическими течениями. Это обычные бизнес-процессы, которые реализуются конкретными компаниями.
— И тем не менее, получается, что интернет формирует сегодня свою среду, где живет масса людей…
— Вы сейчас говорите не про интернет, а про изменения в самом обществе, связанные с применением интернет-технологий. Интернет — просто новый тип инструмента передачи информации. Если заглянуть поглубже в историю, то можно увидеть, что раньше основным драйвером в развитии общества были голуби: у какого феодального княжества их больше, у того выше информированность, живучесть и иммунитет к воздействию внешней среды. Потом появились более продвинутые механизмы передачи сообщений — почта, телефон, телеграф… Каждый новый этап в развитии инструментов передачи информации сопровождается изменениями в обществе. Есть очень хороший фильм с Кевином Костнером в главной роли, который называется «Почтальон». Смысл его в том, что на Земле случилась глобальная катастрофа, в которой уцелела небольшая кучка людей в горах. И вдруг там появляется почтальон, у которого с собой сумка с письмами. Все понимают, что письма эти из прошлого, но видят в этом знак возобновления жизни. По большому счету, средства передачи информации — ключевой инструмент в развитии общества.
— В чем революционный смысл нового инструмента?
— Прежде всего, он устранил очень серьезный барьер под названием «цена», потому что в Сети нет разницы, куда отправляется письмо — в Нью-Йорк или в Березники. Стоимость отправки одинакова. Но самое главное — у человека появилась новая степень свободы. Кстати, вопрос «где?» был снят еще мобильной связью. Сегодня не важно, где именно находится человек, с которым требуется установить контакт. Мобильный телефон позволяет это сделать в любой точке мира. Интернет же дал то, чего не может дать ни мобильная связь, ни любые другие способы общения. Он снял с повестки дня вопрос «когда?», изменив само понятие времени. Отправив письмо по электронной почте, отправитель точно знает, что его прочитают, а получатель знает, что, имея почтовый ящик в интернете, он не пропустит ни одного сообщения. В связи с тем что вопрос времени теряет смысл, серьезно меняется и психология человека. А психология ведет к изменениям поведенческих сценариев, и соответственно, меняются манера общения, способ перемещений, виды занятий людей.
— В этом, очевидно, есть некая опасность для социума…
— Я не знаю, какая в этом опасность. Для феодального строя появление телефона, телеграфа, капиталистических отношений было катастрофой. И он рухнул. Точно так же, как для рабовладельческого строя — появление новых транспортных средств: дорог, лошадиных экипажей, кораблей и т. д. Потому что люди, которые не хотели быть рабами, просто начали переселяться. Точно так же и сейчас. Для нашего общества возникновение нового способа передачи информации, который дает новые категории свободы, это крах предыдущей общественной формации. Плохо это или хорошо, история рассудит.
— Насколько резко в бизнесе меняется конкурентная среда?
— Безусловно, она меняется — за счет того, что информационное поле становится открытым. Наличие интернета фактически нивелирует одно из ключевых конкурентных преимуществ в истории бизнеса под названием «информация». На протяжении многих сотен лет она была ключевым фактором конкуренции. Сегодня китайцы копируют любые инновации ведущих мировых производителей, но при этом с более высокой производительностью труда. Они не скрывают свой подход: мы скопируем у вас все, что вы разработали, а вы попробуйте скопировать нашу производительность труда. И все это — исключительно благодаря информационным технологиям. Конкуренция в бизнесе перемещается из сферы информационной в конкуренцию «делательную». Побеждает на локальных и глобальных рынках не тот, кто знает или владеет лицензиями и патентами, а тот, кто способен быстро их материализовать. Все информационные ограничения перестали работать. Кстати, у россиян есть уникальная характеристика — стремление идти вперед. Там, где европейцу не надо, американцу не надо, нашему соотечественнику надо, потому что есть волшебное слово — «хочу». 10 лет назад я говорил, что через 15 лет всеми крупнейшими мировыми корпорациями будут руководить российские менеджеры. Все идет по плану. Наши менеджеры внедряются во все сферы мировой экономики и занимают лидирующие позиции.
— Можно привести примеры?
— Александр Изосимов, который начинал с торговли шоколадками, а впоследствии возглавил «Вымпелком». Сегодня это лучший в мире менеджер по управлению телеком-активами. Сергей Кущенко по факту считается одним из лучших спортивных менеджеров, как минимум, в Европе. В Америку его пока не пускают, но через три года он будет и лучшим в мире.
— Проверим…
— Это точно произойдет. Вспомните, еще недавно никто не понимал, как в городе, где никогда не было баскетбола, вдруг появляется профессиональная команда «Урал-Грейт», а вместе с ней культура баскетбольного «боления», зрелищных игр, тренировок. В Пермь съезжаются лучшие баскетболисты страны. Никто не мог объяснить, почему это происходит. А потому, что Кущенко, будучи директором клуба первой лиги, знал, что он — лучший менеджер в мире. И к этой цели последовательно шел. Сергей Кириенко — лучший менеджер в мировой атомной промышленности. После неудачных экспериментов в политике он принял решение развиваться как менеджер. Вначале поднял с колен «убитую» Чернобылем российскую атомную промышленность. Факты не врут: по всему миру заключаются контракты с «Росатомом». У него — 70% мирового рынка строительства атомных электростанций. А Андрей Кузяев, который пришел 10 лет назад в «ЛУКОЙЛ» и на ровном месте создал новую компанию «ЛУКОЙЛ-Оверсиз» с капитализацией в миллиарды долларов. За последние 50 лет в мировой нефтяной отрасли ничего подобного никто не делал. Невозможно представить, откуда в голове у пермского менеджера появилась идея создания международной компании с географией от Венесуэлы до Казахстана. Выдающиеся результаты в бизнесе достигаются благодаря уникальным личностным характеристикам конкретных людей.
— И это не зависит от наличия или отсутствия высоких технологий?
— На самом деле это результат новой степени и качества свободы, которую предоставили современные информационные технологии, подтолкнувшие смену общественной формации. Интернет — это исключительно эффективный инструмент развития. Но им нужно уметь пользоваться. Это хорошо умеют делать наши дети, для которых интернет — то же самое, что шариковая ручка для поколения среднего возраста. Молодые люди, которым сегодня 15-20 лет, уже родились «гражданами планеты», для них нет границ. Они работают и отдыхают там, где им нравится погода, политический режим или налоговое законодательство. Интернет, снимая эти границы, уже сейчас практически освободил бизнес. Многие характеристики теряют свое значение со снятием границ. Это одна из ключевых выгод с точки зрения бизнеса. Потому что любой бизнес, начиная с пекарни и кулинарии и заканчивая производством высокотехнологичных продуктов, изначально должен строиться с учетом глобальной конкуренции. Нельзя строить бизнес, исходя из локальной конкуренции. Это самообман. Потому что секретов нет, вся информация доступна, весь вопрос только в желании делать. Это очень сложно осознать, но это правда.
— И как процесс будет развиваться дальше?
— Чтобы это себе представить, стоит взглянуть на выставочные образцы стереоскопической технологии 3D и прочих инновационных разработок по передаче изображения. Вскоре физические контакты тоже перестанут иметь былое значение. К примеру, видеоконференции уже стали обычным способом общения. Добавить туда технологию 3D — и дискомфорт от общения с телевизором исчезнет. Звук уже передается очень качественно, еще немного поработают над изображением — и нам не надо будет перемещаться для того, чтобы сделать сегодняшнее интервью. Можно будет спокойно сидеть на своих рабочих местах и вести диалог. Более того, мы сможем повышать степень комфорта. Во время проведения телеконференций мы сможем создавать подходящий для каждого микроклимат, который не будет мешать собеседнику. Например, вам нравится запах лаванды, а мне — запах сигар. Мы можем создать подходящий для каждого микроклимат. Это не фантастика, это уже реально работает. Проблема решится в течение ближайшего года или двух лет. Но не развитие технологий является определяющим. Определяющий фактор — спрос. Почему появились интернет, электронная почта, «аська» и так далее? Потому что у человека потенциально всегда существует запрос на увеличение степени своей свободы, и как биологического существа, и как личности, интеллекта. Помните, когда только появились мобильные телефоны, все говорили не «алло», а «ты где?» Это было определенным фактором положительных эмоций. Моя мама долго не могла понять, как я с ней из московского метро разговариваю. Сейчас к этому уже все привыкли. Место не имеет значения. Постепенно люди привыкнут к тому, что и время не имеет значения. Человек отправил электронное письмо и уверен, что его прочитают очень быстро. Хотя нестыковка очевидна. Отправитель сообщения находится в одном времени, получатель — в другом. К примеру, не успел открыть электронную почту, потому что не дошел до компьютера. То есть человек понимает, что если он не посмотрел почту день или даже пару часов, он реально отстал от жизни. И первое, что делает любой человек, который на какое-то время уехал или просто отошел от компьютера, — срочно открывает почту, которая является фактором его привязки к обществу. Это становится инстинктом, привычкой. Скоро для человека онлайновое присутствие в почте станет такой же нормой, как наличие телефона в кармане. Будет развиваться навык, связанный с осознанием времени, которое постепенно теряет прежний смысл. Почему «ЭР-Телеком» в три-пять раз опережает рынок? Потому что у него такой план. Если «Связьинвест» планирует рост в 5-7% в год, он такими темпами и идет. Если «Комстар» делает план с ростом в 15%, то он так и растет. Это в некотором роде изменение смысла времени. То, что «ЭР-Телеком» в 2010 году будет самой быстрорастущей компанией в России, у нас в плане было написано в 2005 году. Я точно знаю, что будет с «ЭР-Телекомом», отраслью и другими субъектами рынка в 2012-2015 годах. Это знание не просто существует в голове в виде мечты. Оно существует в виде подробных документов, объемных, в которых все расписано. Делая это, мы понимаем, что у нас границ нет; что у нас глобальная конкуренция; что в 2017 году мы должны оказаться в четко определенной точке. И в связи с тем, что действия, необходимые для 2017 года, мы производим сейчас, для нас время особого значения не имеет. Мы точно будем там, где наметили. Я общался с топ-менеджерами крупнейших американских телекоммуникационных компаний. Это очень уважаемые и высокопрофессиональные люди, в возрасте от 65 до 80 лет. Когда я у них спрашивал, что будете делать через 10-15 лет, они шутили — «гнить». Это не наши конкуренты в перспективе. Эти великие компании уже в прошлом: у них нет плана до 2017 года. У них есть бюджет на 2011 год. Это наглядная демонстрация изменения бизнеса, конкурентной среды. Не скажу, что это связано только с интернетом. Но, безусловно, интернет, как инструмент, кардинально изменил не только общественные отношения, но и отношения в бизнесе.
— А как это отражается на политике?
— Политика становится фактически конкретной характеристикой территории. Если раньше политика была барьером, защищала страны, ресурсы, людей, то сейчас она становится ключевым инструментом конкуренции за людей. Ведь если политика человека не устраивает, он собирает вещи и уезжает из места, где ему дискомфортно. В любой момент. Поэтому политика выходит на второе место после погоды. Географические характеристики — влажность, температура воздуха, сила ветра всегда будут для проживания фактором №1. А политика — фактор №2 с точки зрения наличия людей, которые в данном конкретном месте живут и работают. В «ЭР-Телекоме» работает сборная страны. Лучшие менеджеры телекоммуникационной отрасли России — из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, конечно, Перми и целого ряда других городов находятся в офисе на шоссе Космонавтов, 111. И это — результат нашей политики. Потому что мы сказали: в 2009 году компания будет самой быстрорастущей, а в 2014-м — лидером российского рынка по выручке. И каждый год мы подтверждаем свои заявления результатами. Когда был объявлен открытый конкурс на вакансию руководителя Новосибирского филиала, мы получили 15 резюме от руководителей филиалов крупнейших российских телекоммуникационных компаний из Новосибирска, Иркутска, Хабаровска и других городов. Люди были готовы оставить занимаемые должности и поменять место жительства. И это факт исключительно политический: результат нашего общественного поведения, открытости, готовности к диалогу, системного информирования о наших планах, равно как и о результатах в достижении этих планов. Один из наших основных принципов — систематическая правда о себе. После того как на одной из пресс-конференций я заявил, что к 2014 году «ЭР-Телеком» будет иметь на отечественном рынке долю в 20%, посыпался шквал резюме. В феврале этого года мы получили их 11 тыс. на менее чем 300 вакансий. Это я сейчас говорю не про «ЭР-Телеком», а про политику, про идеологию коммуникаций, если хотите.
— На каком уровне развития находится рынок интернет-услуг в Прикамье?
— Этот рынок характеризуется несколькими параметрами. Во-первых, средним объемом скачивания информации в месяц. По этому параметру Пермь и многие регионы, в которых наша компания присутствует достаточно давно, находятся на ведущих мировых позициях. Средний мировой показатель — 12 Еще один показатель — уровень конкуренции, который имеет ряд параметров, связанных с клиентским и техническим сервисом, доступностью оплаты услуг, временем устранения аварий и подключения нового абонента. По этому показателю пермяки тоже на лидирующих позициях в мире. Ни в Америке, ни в Европе за 48 часов аварию не устраняют. В Перми устраняют, потому что здесь такой уровень конкуренции.
Г/байт в месяц (по данным компании Cisco). Средний показатель по «Связьинвесту» — 4,5 Г/байта в месяц по стране. Средний показатель «ЭР-Телекома» — 47 Г/байт в месяц по всем городам. В связи с тем что в Перми компании принадлежит весомая доля рынка, его можно считать одним из самых развитых в мире по объему получаемой информации.
— Какие знаковые события могут произойти на телекоммуникационном рынке в 2010 году?
— В 2010 году в Перми никаких кардинальных изменений не будет. Пермский рынок уже на пике. На российском рынке будут очень существенные изменения. Кризис отступает, ожидаются дальнейшие процессы слияний и поглощений. «Мегафон» уже купил «Синтерру», «Комстар» все-таки купит «Мультирегион». «Связьинвест» закончит процедуру объединения и станет называться «Ростелекомом». У «ЭР-Телекома» будет расти география, а лучшие в телекоммуникационной отрасли специалисты продолжат массовый переезд в Пермь на постоянное место жительства.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.