«Сидаулисы Пермикусы» вместо стульев обыкновенных
Администратор
newsko.ru
Мастерство не пропьешь!
«Как дизайнер Лебедев интереса не представляет.
Но к счастью, нигде, кроме Сети, он в этой ипостаси и не фигурирует…»
«Компромат.Ru», 2003 год.
То, что в Пермском крае со специалистами по дизайну дело обстоит «не очень», догадаться нетрудно. Отечественные вузы всегда выпускали таких специалистов в гораздо меньшем числе, чем архитекторов.
Так что радоваться надо бы, что «к нам приехал, к нам приехал» самый что ни на есть столичный дизайнер. Дизайн-студия Art. Lebedev — самая дорогостоящая в России. Говорят, один сайт ее разработки может стоить порядка 300-500 тыс. евро. Другие поговаривают, что реальные цены, как минимум, на порядок ниже. Но в любом случае выделенные «культурной столицей» 50 млн руб. для «звезды» такого уровня — сущие крохи.
Очевидно, московские элитные мастера это поняли, особенно в свете угрозы секвестра финансирования недавно созданного Пермского центра развития дизайна (ПЦРД). Пост его директора покинул Андрей Жвайкин, бывший до того шефом Центра дизайна одного из самых дорогих столичных вузов — Высшей школы экономики. На его место заступил Марат Гельман лично.
Борьба за «наше все»
«Нужно отнимать деньги у больных, лишать пенсионеров и учителей».
http://tema.livejournal.com/528577.html
На прошедшем 26 мая в Перми форуме, посвященном Дню российского предпринимательства, широкой публике ПЦРД был представлен доклад «Дизайнерское решение как инновационный инструмент в конкурентной борьбе». По сути, это его первая публичная презентация, после того как дизайн победил в конкуренции с медициной, на которую особо упорствующие пермские законодатели хотели направить заветные 50 млн руб.
Презентацию делал заместитель директора Пермского центра развития предпринимательства Максим Серебренников (бывший директор ООО «Озон-Дизайн»). Затем дали слово весьма пестрой компании экспертов, среди которых была и новый арт-директор этого автономного учреждения Наиля Аллахвердиева.
«Озон-дизайн» — хорошо известная на местном рынке рекламная студия, раскрутившая такой вполне высокотехнологичный продукт, как тарифный план GSM «Радуга» от «Уралсвязьинформа». Аллахвердиева — известный в Екатеринбурге человек, бывший директор Уральского филиала государственного центра современного искусства. По сравнению с широкой деятельностью оного, Музей современного искусства PERMM — мелкая лавочка.
Но сама презентация «Дизайнерское решение…» выглядела примерно так же, как и официальный сайт http://pcrd.ru. То есть — безо всякого дизайнерского решения. Правда, Серебренников украсил свою презентацию черно-белой картинкой трех стульев: «Первый — обычный стул за $12. Второй — стул известного американского дизайнера за $90, а третий — стул еще более известного японского дизайнера за $200».
Пока пермская промышленность выпускает первый стул, трудно говорить о ее конкурентоспособности, подытожил Серебренников сюжет со стульями. То есть главный инструмент в конкурентной борьбе — повышение цен в разы. А что? Ведь студия Art. Lebedev именно так и стала лидером рынка.
На официальном сайте www.artlebedev.ru в портфолио представлено ровно 150 работ промышленного дизайна. Это — все. Страница так и называется «Наше все».
Образцы промышленного дизайна — «спутникус», «пунктирус», «люминарус», «навигариус», «швейцармиус» и прочие забавные приколы. Достойная продукция какой-нибудь конторки креатива для офисов. В чем здесь можно разглядеть инновационную привлекательность и конкурентные преимущества для пермских товаров? Уж не в появлении ли «моторусов», «удобреникусов» и прочих «картофепермикусов»?
Авиакосмический дизайн
«Предполагается осуществить включение дизайна в перечень видов деятельности, позволяющих предприятиям претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков…»
Из Концепции развития дизайна в Российской Федерации на 2006-2008 годы
К возможностям ПЦРД повлиять дизайном на привлекательность промышленных товаров края даже эксперты-чиновники отнеслись скептически. И. о. министра промышленности, инноваций и науки Пермского края Дмитрий Дробинин посетовал, что никаких таких стульев, то есть объектов в сборе, годных для дизайна, пермская промышленность не выпускает: «Разве что ножки от стула». А Виктор Кобелев, когда-то возглавлявший «Пермские моторы», а теперь являющийся членом наблюдательного совета ПЦРД, встал на защиту заводских ОКБ, которые по факту и есть центры промдизайна. «Красивый двигатель и летает хорошо», — прозвучала из его уст народная авиационная мудрость.
Когда слово дали приглашенному в эксперты доценту кафедры дизайна, промышленной графики и начертательной геометрии ПГТУ Алексею Наместникову, тот грустно произнес: «К нам помощь государства еще не доехала». Очевидно, он имел в виду принятую в 2006 году правительственную программу развития дизайна, которой и предусматривалось создание в каждом регионе центров дизайна.
Однако «доехать» до кафедры дизайна не так просто. За последние три года она последовательно входила в состав механико-технологического, строительного и наконец… аэрокосмического факультета, демонстрируя явную неопределенность руководства ПГТУ в вопросе о дизайне. «Вопиющая безграмотность!» — подытожил доцент положение дел с культурой дизайна в «культурной столице».
Государственная программа развития дизайна, принятая правительством Михаила Фрадкова, и оказалась второй составляющей вышеназванной презентации, в дополнение к трем стульям. Вот только программа та называлась «Концепция развития дизайна в РФ до 2008 года». Она благополучно умерла еще в 2007 году со сменой правительства.
С другой стороны
«Благодаря созданию нового центра, екатеринбургские дизайнеры будут работать вместе с производителями и нести вместе с ними риски по реализации выпускаемого продукта, получая проценты от его продажи».
Из сообщения агентства «Новый регион» об открытии Уральского центра развития дизайна. Март 2008 года.
По другую сторону Уральских гор программу развития дизайна тоже помнят. Ведь не отменена же! Проявили напор и заявились на организацию в Екатеринбурге своего центра развития дизайна. И представьте, что-то получили из федерального бюджета. Никого приглашать не стали. Здесь целая фабрика по производству дизайнеров: Уральская государственная архитектурно-художественная академия. В ней на специальности «дизайн» учится около 800 студентов всех форм обучения, последний выпуск — 87 человек (для сравнения: в «Строгановке» выпущено 69 дизайнеров).
Но и этого мало! Специальность «дизайн» есть и в Уральском политехе УПИ-УРТУ (154 студента).
В Челябинске дизайну учат такие заведения, как Институт управления и экономики (специальности «дизайн» и «дизайн архитектурной среды») и даже филиал Балтийского института экономики, политики, права.
А слышали ли вы про Камский институт искусств и дизайна? Это в Набережных Челнах. Почти 400 будущих мастеров «инновационного инструмента». Впору открывать здесь у нас При-Камский филиал…
Одним словом, почти во всех соседствующих с Пермским краем регионах есть один, а то и несколько вузов с четкой специализацией на подготовке дизайнеров того или иного профиля.
И если действительно заботиться о развитии дизайна как локомотиве некой новой культурной и инновационной среды в Пермском крае, то нужно самым решительным образом браться за развитие дизайнерского образования, за превращение многострадальной кафедры «…начертательной геометрии» в полноценный факультет дизайна и архитектуры. Да хоть Центром развития дизайна назовите! Но — центр не для дизайн-консалтинга, а для реального и массового дизайнерского образования.
Ведь при очень крутой для региона стоимости обучения в 100 тыс. руб. за год (примерно такая установилась в УрГАХА) за 50 млн руб. можно тупо заполнить пермяками первые курсы во всех вузах Урала и Приуралья, где готовят по специальности «дизайн». Не говоря уже о создании собственного специализированного вуза, необходимость которого давно назрела, если не перезрела.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.