Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Роман — это всегда о любви

Любовь Соколова презентовала вторую книгу художественной прозы

Поделиться

Когда твой знакомый вдруг становится писателем, всегда испытываешь некий скепсис и даже страх: ведь обязательно попросит прочитать и высказать своё мнение, и придётся либо врать и уворачиваться, либо обижать хорошего человека... В случае с прозой Любови Соколовой подобные страхи абсолютно неуместны: её книги — не повод для снисходительности; это настоящая литература, та, о которой принято говорить «Литература с большой буквы», и она достойна самой суровой, самой трезвой оценки, потому что легко её выдерживает.

Уже в первом авторском сборнике «Записки взрослой женщины» Любовь Соколова продемонстрировала «фирменные» писательские черты: искренний интерес к недавнему прошлому России и Пермского края, удивительную наблюдательность и внимание к деталям, лёгкость письма и умение мастерски ненавязчиво ввернуть региональное диалектное словечко, а также... Основное качество этой прозы не так-то легко определить в литературоведческих терминах — это душевность. В нынешний довольно циничный век, когда все от мала до велика привыкли к рекам крови и горам трупов в книгах и фильмах, судьбы героев Соколовой по-настоящему трогают — и против этого невозможно устоять.

Однако «Записки взрослой женщины», как оказалось, всего лишь проба пера. Нынче писательница предъявила публике большой роман — 460 полновесных страниц, действие охватывает промежуток времени от Октябрьской революции до миллениума, 39 персонажей с именами и судьбами, Урал, Санкт-Петербург, Германия... Удивительно, как удалось так быстро написать эту книгу! Впрочем, и в свою бытность журналистом Соколова демонстрировала умение работать быстро и тщательно.

Тщательность проработки всех событийных линий вызывает уважение. Устройство традиционной усадьбы российских немцев, передвижение красных и белых войск на севере Пермской губернии зимой 1918/19 года, топография Дюссельдорфа, святочные гадания в дореволюционной России — множество специальных знаний потребовалось для написания романа, и чувствуется, что автор немало времени провёл в архивах и тщательно подбирал консультантов.

Роман называется «Последние», и это связано с приведённой в книге коми-пермяцкой легендой о царе Коре и птице Рык: когда наступает конец времён, надо позвать птицу Рык, и она спасёт последних людей — укроет их своими крыльями и унесёт в безопасное место. Но кого именно спасёт, кого унесёт? Птица Рык сама выбирает, и вовсе не обязательно спасённые окажутся праведниками, а погибшие грешниками. Может оказаться и наоборот — выбор птицы Рык неисповедим.

Соколова

Эту легенду, так и дышащую аутентичностью, Любовь Соколова узнала из дореволюционного сборника «чердынских преданий», изданного этнографом Каллистратом Фалалеевичем Жаковым. Незримо присутствуют в книге и другие знатоки прикамского фольклора: так, песню о деревне Фадиной поведал писательнице профессор Георгий Чагин, уроженец той самой деревни. Однако при всей искренней привязанности к Прикамью книга вовсе не региональная — она, можно сказать, всемирная и космополитичная.

Это семейная сага, рассказывающая о судьбе нескольких поколений и нескольких ветвей семьи российских немцев Бауэров-Эргардов. Их предки прибыли в Россию ещё во времена Екатерины Второй и жили привычным укладом, поражая русских соседей аккуратностью и справностью хозяйства; а тут — мировая война, революция, репрессии, снова война... Понятно, что родственники разлетелись по миру, с болью разрывая кровные связи. Взяться за столь сложную и объёмную тему побудили Соколову воспоминания детства: она выросла в Краснокамске, где было много ссыльных немцев, один из них — учитель немецкого языка в школе — оказал на неё большое влияние. Ещё один источник вдохновения — судьба семьи мужа писательницы Бориса Соколова, дед которого был жившим в России китайским коммунистом и, разумеется, сгинул в период репрессий.

Основным источником информации послужили мемуары советского немца Якова Фогеля, однако он — не единственный прототип главного героя, их как минимум двое. Вообще, как и положено, герои в процессе написания книги проявляли своеволие, некоторые вообще явились в текст незваными. Есть и герои, которые сохранили свои реальные имена — например, Роман Аликин, который появляется в тексте три раза. Это младший брат бабушки писательницы, который пропал на войне без вести. Осталось только это имя, и теперь оно запечатлено — не на памятнике, так хоть в романе.

Не нужно думать, что события, описанные в «Последних», — сплошной плюсквамперфект. Трепетное отношение автора к деталям прошлого не исключает горячей актуальности этого текста. Журналистская натура Любови Соколовой сказывается и в этом: роман остро реагирует на актуальную повестку, и те, например, кто следит за событиями в музее «Пермь-36», найдут здесь отклик на эти события. Словом, сказывается, как выразилась сама писательница, «привычка работать с фактами». А ХХ век, по словам Соколовой, богат фактами — самыми разнообразными, «вплоть до невероятных».

Невероятное в книге, разумеется, присутствует: вряд ли какой-то большой роман XXI века может обойтись совсем уж без фантастики или мистики. Сама писательница говорит, что её любимая глава — о девичьих гаданиях. Она действительно радует читателя: тут и родной прикамский колорит, и настоящее святочное волшебство, и совершенно лубочный, посконный такой юмор. И — главное — всё, что нагадали, сбывается, но сбывается вовсе не так, как мечталось девушкам. Судьба, как обычно, лукава.

Словом, в книге есть всё, что должно быть в большом романе: характеры, судьбы, история и география; своеобразный язык, интеллигентный юмор, удивительная лёгкость пера, которая делает книгу очень читабельной. И есть то, что сама Любовь Соколова считает непременным атрибутом этого жанра, — любовь. Правда, любовь писательница понимает своеобразно. «Роман — всегда о любви. И не только о любви гражданина к Родине, но и о любви Родины к гражданину. Это случается редко, и в моей книге так и не случилось», — сказала Любовь Соколова на презентации романа, которая прошла в библиотеке им. Пушкина.

Судя по аудитории этого события, Любовь Соколова уже обзавелась пусть пока немногочисленной, но преданной армией почитателей таланта. Книгу, вышедшую, как и первый сборник Соколовой, в издательстве «Траектория», активно раскупали и тут же выстраивались в очередь за автографами.

Такое издание приятно держать в руках, ставить на полку, дарить друзьям. Эта книга — из тех, что сделаны с любовью, с вниманием ко всем деталям, начиная с обложки, в оформлении которой использована пронзительно ностальгическая фотография, сделанная пермским фотохудожником-классиком Юрием Силиным.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться