Вероника Даль


Энергия, которая не отпускает

В архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» прошёл фестиваль современных этнических культур KAMWA

Поделиться

Этот материал о фестивале KAMWA написан по горячим следам, и у нас пока нет никаких подсчитанных итогов — сколько было народу, больше ли, чем в прошлом году, меньше ли. Зато есть самые свежие впечатления, и дух «Камвы» ещё не выветрился из головы журналиста. На запястье белеет след от ленточки-вездехода: солнце жарило в последний день фестиваля и в два предыдущих тоже не сильно пряталось. Это одна из примет «Камвы» — личные, глубоко доверительные отношения её организаторов с уральской погодой, которая лучезарностью обычно не славится, но фестивалю благоволит. Как они договариваются, мы не знаем, но — договариваются. Да, в Хохловке опять была отличная погода. Все три дня…

KAMWA

  Константин Долгановский

Кто-то уже и забыл, что KAMWA в Хохловке проходила не всегда: был в их сотрудничестве досадный перерыв. Кстати, когда KAMWA проходила в городе, погода не радовала.

Уже третий год, как фестиваль вернули на законное место. За эти три года создатели «Камвы» дотошно поработали над организацией фестивального быта. В общем и целом система отлажена, но какие-то совершенствования и дополнения есть каждый год. Да, сюда по-прежнему не пускают со спиртным — вот прямо сумки обыскивают, и правильно делают! Не представляем, что бы могла добавить пьяная публика к прозрачной гармонии этих дней.

Те, кто едет сюда не в первый раз, слегка мандражируют: повторится ли чудо, будет ли так же удивительно, как в прошлый раз? Столько же света, исходящего от людей, от места, от звука? Будем ли мы так же вибрировать под живую музыку или что-то сорвётся и энергия чуда исчерпается? Но всякий раз фестиваль наполняет нас новым духом. В этом году — очень гармоничным, даже спокойным.

На «Камве» все говорят об энергии — в разных смыслах. Думаем, энергию лета 2017-го кропотливо выстроил целый коллектив китайских мастеров цигуна и прочих восточных практик. Среди них — звёздный титулованный мастер Сю Линь из Тайан (дама, между прочим). К ним присоединились пермские учителя и пермские ученики: каждое утро в палаточном эколагере начиналось с гимнастики — вот все вместе и гармонизировали пространство. Это работа коллективная, как вы понимаете, и авторы фестиваля основательно её продумывают. Как верно заметила директор «Камвы» Наталия Шостина на открытии эколагеря: «KAMWA — это вы. Мы лишь рабочие сцены».

KAMWA

Победители конкурса «Этномодно» — семья Латышевых
  Константин Долгановский

Обширное племя «KAMWA пипл» в первый день фестиваля расположилось в эколагере, который на сей раз устроили прямо напротив входа в музей «Хохловка». Это, конечно, очень удобно: не нужно полчаса пилить с концерта до собственной палатки, но кто-то ностальгировал по старому месту, уютно окружённому лесом.

В эколагере давали место для палатки, давали саму палатку (если нужно), кормили вкусно в специальном шатре с двумя кафешками и раскачивали мир музыкой. Нам показалось, что самый классный концерт был именно для жителей эколагеря в первый фестивальный вечер.

Из концертной программы особенно запомнились ирландцы Kila, дуэт «Волга», болгарский электронщик Коттарашки и французская певица Туи Мамаки, певшая под его музыку.

Максим Решетников

  Константин Долгановский

На самом деле список сильно усечённый — было много хороших музыкантов. А то ведь, случается, ведущий объявляет исполнителя, минут 10 бьётся в экстазе восторга, а музыкант, следующий за этим представлением, и одной сотой ваших только что подпитанных надежд не оправдывает.

Нет, тут всё было не так. Ирландцы настоящие, диковатые (мы о музыке, если что). Фронтмен группы Kila вообще какое-то невероятное создание — сейчас таких мужиков уже не делают. Заводил всю «Камву» живой музыкальной энергией, мужской харизмой, стучал в барабаны и даже бренчал бубенчиками на ноге. Парни рядом с ним и девушка со скрипкой не отставали, но фитиль к бомбе подносил именно солист. Публике не единожды напомнили, что Боно из U2 сказал про Kila: «Играют так, словно поджигают фитиль бомбы». Ну да, зажгли.

То, что делала Анжела Манукян из «Волги», называется как-то по-другому, но крышу сносит так же основательно. Представьте голос матери-земли, питающей силой каждого, и вспомните, что живёт она и мы все на ней — в Космосе. Вот так это и звучало.

Камва

На сцене — ирландцы Kila
  Алексей Баталин

Потрясающая Туи Мамаки, невероятно драйвовые питерские парни из Samosad Bend, марийская фольклорная группа «Морама» (из той части программы, что называется «аутентика»). Марийцы, кстати, тоже про мужскую энергию, и даже очень высокого накала.

В этом году решили подкачать энергии ещё и словом — футуристическим. Громко и повсеместно, со сцены и на полянах, порой в самых неожиданных местах читали стихи Василия Каменского, прославленного пермского футуриста. Он был футуристом бодрым, солнцепоклонником и призывал радоваться и так, знаете, с нажимом, с энергией военной побудки. Жизнь, дескать, прекрасна, полундра! Радуйся! Солнцу — светить, шаго-о-ом марш! Очень было живенько, и, когда радоваться призывали детскими устами — да, проект называется «Дети Каменского», — верилось.

«Дети Каменского» стали лейтмотивом Праздника нового хлеба, который занял важное место в расписании третьего дня фестиваля. Это был не только традиционный для «Камвы» обряд с первым снопом-именинником, но и целый конкурс для профессионалов и любителей, пекущих хлеб по традиционным рецептам. Несколько команд и просто мастера-единоличники представляли свой хлеб, сопровождая это маленькими представлениями: пели, играли, читали стихи о хлебе. Жюри дегустировало и судило: победителем определили пермского мастера Игоря Вельдера (пекарня «Живой хлеб» с хлебами «Север» и «Юг»). Конечно, отметили не его одного — были и ещё призы.

Камва 1

«Звенидень! Звенидень!» Перфоманс «Дети Каменского
  Алексей Баталин

Организаторы фестиваля настаивают на театре и перформансе во всём. Это не только бегство от скуки, но ещё и следование народной традиции, в которой любой праздник, любое событие глубоко театрально, драматично даже.

Вот, к примеру, фестиваль «Этномода». Не секрет, что, какие бы красивые коллекции ни показывали дизайнеры, всегда есть риск заснуть во время ...дцатого по счёту дефиле. Чтобы зрители не скучали и не засыпали, организаторы выбирали только сильные коллекции (13 из 38 заявленных) и сам показ был организован как инсценировка народного праздника. Кроме того, придумали конкурс «Этномодно» для публики: кто из зрителей самый стильный, живописный, этничный и эмоциональный.

Народ на «Камве» всегда выглядит очень и очень живописно. Собственно, это единственное место, где вы можете носить все свои самые рискованные и пёстрые наряды без риска выглядеть как городской сумасшедший. Богемный стиль даёт простор воображению, но жюри конкурса хотело не только пестроты, но и стиля, артистизма — как на фигурном катании.

Многие опасались, что застенчивая пермская публика не выдвинет из своих рядов достаточное число конкурсантов. Ещё как выдвинула! 30 костюмов соревновались за главный приз — поездку на теплоходе до Казани. Жюри можно только посочувствовать: было очень трудно выбирать. В итоге приз получило целое семейство в русских костюмах.

Максим Решетников

  Константин Долгановский

Мужчин-зрителей на «Этномоде» было ничуть не меньше, чем женщин: приятно же смотреть на девушек, которые и выглядят как девушки, и причёсаны, и одеты, как девушки, — в традиционные, а значит, милые мужскому сердцу летящие юбки и платья.

Один из больших проектов «Камвы 2017», растянувшийся на два дня, — этнофутуристический перформанс «Птицы и люди», он же — «Люди и птицы» на второй день. Художник Юрий Лисовский придумал железных птиц, вдохновившись традиционными изображениями пермского звериного стиля и его символикой. Несколько железных каркасов были расставлены на площадке фестиваля, а зрителям предлагали обвязывать их ленточками, загадывая желания. Интересно, что ленточки делали из старой одежды, например, музыкантов, приехавших на «Камву», гостей, хозяев... Снятая с человеческого тела, она всё ещё хранит следы его прикосновений, духовную память о прошлом сосуществовании — ну да, всё ту же энергию. Это вам не стерильные магазинные ленты. Птицы — посланники верхнего, духовного мира, они летят в будущее, которое ответственно за «сбычу ваших мечт». Или несбычу. Тут важен урок второго дня перформанса, когда ленточками не обвязывали отдельных птиц, но соединяли их друг с другом, чтобы каждый из нас руками, умом, всей душой осознал всеобщую духовную связь и взаимную ответственность — за воплощение наших общих желаний.

Невозможно забыть про скульптуры ландшафтного дизайна, среди которых — рояль в кустах, сплетённый из ивовых веток художником Борисом Мокрополовым. Увы, клавиши были нарисованные, но это и к лучшему: как часто настоящие рояли, выставленные в общественных местах, становятся вечными исполнителями собачьего вальса, источником самой жуткой какофонии, способной разрушить гармонию любого пространства!

Камва

  Константин Долгановский

В воздух запускали змеев, правда, с погодой штатные шаманы «Камвы» перестарались: не только солнышко выглянуло, но и ветер утих, так что огромного синего кита, привезённого московской командой Kite Universe, поднять не удалось. Но несколько небольших змеев удавалось поднять одновременно, так что они потом и парили вместе, как в синхронном воздушном плавании. Был и мастер-класс: публику учили нелёгкому искусству запускать змея и управлять им.

В самый жаркий день устроили ещё один арт-проект — «Летнее солнцестояние»: дети рисовали солнце, потом исполняли несложный ритуал, который взывал к светилу с единственной, но очень жаркой мольбой: ты только, пожалуйста, не уходи, свети! Кажется, заклинание сработало. Вообще, KAMWA, гордящаяся статусом семейного фестиваля, сделала для детей очень много: все что-то лепили, рисовали, танцевали и просто играли в специальном детском шатре.

Были на «Камве» и торговые ряды — целый «Город мастеров», и очень многое хотелось купить. Были шатры с лакомствами, все старались накормить публику не только повкуснее, но и поэкологичнее, полезнее. Много готовили вкусного вегетарианского… Аутентичность кухни тоже всячески приветствовалась. Публику за уши было не оттащить от «Шышыбара» — киоска с коми-пермяцкой национальной кухней.

Камва

  Константин Долгановский

В эколагере все три дня продолжалась жизнь блаженная и отрешённая, и самым удивительным, что можно было увидеть в лагере, на фестивале и всех его концертах, были спокойные, весёлые, счастливые дети. Они об атмосфере фестиваля говорили всё. Вспомните, как редко малышня выглядит «цветами жизни», как часто ребёнок в общественном месте — вечный источник слёз, истерик, шума и недовольства, а на «Камве» все любовались свободными, довольными, счастливыми детьми.

Из неожиданностей фестиваля можно отметить приезд врио губернатора Максима Решетникова, который фестивальным движением в крае весьма интересуется, считает, что важность его — культурную, экономическую, всякую — переоценить невозможно. У территории должно быть своё лицо, свои бренды, свои сюжетные линии. Снова говорят о том, что молодёжь не должна уезжать из края, и тут одной экономикой не справишься: «Молодёжи важно ощущение жизни, культурного движения, важны смыслы». Об этом мы говорим уже много лет, и KAMWA, конечно, всегда добавляла смысла, резона оставаться жить здесь, в Перми, работать и прислушиваться к таинственным энергиям этого места, которые не отпускают.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться