Андрей Щербинин

Андрей Щербинин

эксперт ЖКХ

Где «слабое звено» нынешнего ЖКХ?

Нужно помочь обществу отстаивать свои права в «коммунальных» отношениях

Поделиться

Проблем в нашем ЖКХ достаточно. Принято говорить о монополизме в отрасли, о недостатках законодательной базы, о недостаточной работе государства в деле наведения порядка в ЖКХ. Но, по моему мнению, главная проблема в другом. «Слабое звено» — не государство и не монополисты, а наш менталитет.

Законов, регулирующих отрасль, написано достаточно. Другое дело, что мы не умеем или не хотим ими пользоваться. При этом до сих пор мы не чувствуем себя настоящими собственниками своих домов. Наше чувство собственности заканчивается за порогом квартиры. Подъезд, подвал, кровля — это уже как бы «ничьё», при этом кто-то должен за этим следить.

Многие ли из нас при покупке квартиры интересуются теплоэнергетическими характеристиками дома? Обсуждается цена квадратного метра, район, транспортная доступность и многое другое, но только не эти важнейшие параметры, которые напрямую бьют по кошельку на протяжении многих лет.

Вот главная проблема. Уже потом — коррупция, бандитские управляющие компании, монополизм. Избавиться от этих проблем можно только одним способом — становлением собственника, который будет контролировать власть, монополистов, управленцев и задавать им правильные вопросы.

К слову, монополизм в этой отрасли оправдан. Крупные предприятия, поставщики электроэнергии и тепла, эффективнее и дешевле множества мелких. Это доказано не только на опыте нашей страны, но и в таких странах, как Дания, Германия.

Другое дело, что можно спорить о платеже. Почему-то даже в границах одного города в разных районах цена на услуги, скажем, теплоснабжения может отличаться на 40—50%, а между разными городами — и того больше. И дело тут не в том, что тарифные комиссии устанавливают платежи «от вольного». Определение тарифа — чрезвычайно жёстко регламентированный процесс. Для выхода на тарифную комиссию множество специалистов готовит сотни страниц документов. Дело как раз в энергосберегающих технологиях, которые где-то внедрены, а где-то нет.

В Риге, например, где коммунальное хозяйство было «советским», провели масштабную модернизацию теплоснабжения. Для этого они привлекли кредит Всемирного банка. Но результат того стоил. Нужно идти по этому пути, вкладываясь в эффективные проекты модернизации, что впоследствии сократит издержки.

Но требовать этой модернизации тоже должно общество. Оно же должно контролировать менеджеров, поставленных руководить подобными проектами. «Жизненный цикл» такого менеджера — три—пять лет, за которые он стремится обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. Но «жизненный цикл» модернизированных систем ЖКХ измеряется десятилетиями, и допустить сращивание этих менеджеров с финансовыми потоками нельзя.

Можно часто услышать вопрос: как общество может контролировать и влиять на решения в сфере ЖКХ, когда она очень сложная и обычному гражданину в ней трудно разобраться? Да, действительно, отрасль ЖКХ очень сложная. Разобраться даже в формировании одного тарифа неспециалист не может. Значит, обществу нужно помогать.

По идее, интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями должны отстаивать добросовестные УК. Но таких компаний — единицы. Значит, должен быть независимый орган, экспертная ассоциация, которой граждане могут делегировать свои полномочия по отстаиванию интересов. Принцип работы такой ассоциации — возмездный, но вознаграждение она должна получать в виде определённого процента, например, от выигранного иска. Мы в Екатеринбурге сейчас создаём такую ассоциацию.

Для её работы нужна информационная система, где будут все данные о тарифах, потреблении каждого дома, информация о его энергоэффективности и т. д. Сегодня информационные технологии уже готовы к созданию такой системы, и неудачный опыт запуска ГИС ЖКХ не говорит о том, что это невозможно. Необходимость в сборе и анализе таких данных назрела, и для граждан эта система должна быть простой и удобной в пользовании. Как «Яндекс.Такси», например, которое не могло появиться 20 лет назад, — для этого должны «созреть» технологии: появиться спутниковая навигация, высокоскоростной интернет и т. д.

Теперь мы стоим на пороге создания подобного сервиса в сфере ЖКХ, и это во многом поможет ликвидировать «слабое звено» в этой системе.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться