Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Надежда Агишева: Невозможно быть культурной столицей, не решив проблем безопасности и социальной защиты

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

— Нынешней осенью исполнилось пять лет основанному вами Фонду поддержки культурных проектов «Новая коллекция». Фонд уже определил свое место в культурных процессах, происходящих в Пермском крае?

— Да, сегодня уже можно сказать, что фонд «Новая коллекция» стал серьезной институцией и пытается влиять на то, что происходит в культурной жизни Перми. В основном на музейную ситуацию. За пять лет налажены связи как с региональными музеями (Пермская государственная художественная галерея, Пермский краевой музей, Кудымкарский краеведческий музей им. Субботина-Пермяка), так и с российскими организациями, художниками, кураторами, галеристами.

Важно, что культурные инициативы фонда автономны от государственных программ. Сегодня музеи нуждаются в средствах на развитие и внедрение новых музейных технологий, а государство пока лишь гарантирует средства на сохранение коллекций и основную экспозицию, и именно внебюджетные средства позволяют делать большие выставочные проекты, издавать каталоги, проводить реставрацию. Фонд — частная инициатива и поэтому свободен в выборе проектов.

— Какое из событий, связанных с деятельностью фонда, вы считаете наиболее выдающимся и наиболее удавшимся?

— В этом году основным событием в деятельности фонда стал, конечно, проект, связанный с наследием Петра Субботина-Пермяка. Во время фестиваля «Дягилевские сезоны» в Пермской государственной художественной галерее открылась выставка «Кудымкор — локомотив будущего. Куратор Екатерина Деготь и художник Леонид Тишков рассказывают историю Петра Ивановича Субботина-Пермяка». В сентябре этот же проект был представлен в качестве специального проекта Третьей московской биеннале современного искусства в галерее «Проун» в центре современного искусства «Винзавод». К сентябрю мы издали каталог произведений Субботина-Пермяка. Очень важным стало то, что в проекте в Москве участвовали два региональных музея — ПГХГ и Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. Субботина-Пермяка. Именно коллективы этих музеев сохранили, иногда вопреки официальным указаниям, наследие художника — живопись, графику, архивы, фотографии.

Екатерина Деготь категорически отказалась от ретроспективного показа творчества Петра Субботина, вместе с Леонидом Тишковым им удалось создать «житие» «апостола искусства». Поиск ответа на вопрос о системе ценностей Субботина и людей его круга превратился в увлекательный рассказ «вне всяких иерархий» о страстном стороннике нового в искусстве и жизни. Московские журналисты даже предположили, что никакого Петра Субботина не существовало, и его как «художника-персонажа» якобы выдумал Леонид Тишков. Выставка вообще вызвала огромный интерес и у зрителей, и у критиков. В следующем году она «вернется» в Кудымкар, и часть ее экспонатов встроится в экспозицию музея.

Несмотря на то что это проект 2009 года, от идеи до ее реализации прошло более двух лет — изучались архивы, Леонид Тишков даже ночевал в доме Петра Ивановича в Кудымкаре. Итогом этой длительной и очень тщательной работы стала достаточно полная публикация наследия художника и его учеников. Проект на 90% реализован на средства фонда. Я бы хотела, пользуясь случаем, поблагодарить всех, кто помогал нам в его реализации.

— Почему все-таки основным объектом приложения ваших сил стали музеи и, в частности, Пермская государственная художественная галерея, а не, например, театры?

— Потому, что именно сотрудничество с ПГХГ и ее директором Надеждой Владимировной Беляевой помогло сформулировать направление деятельности фонда пять лет назад. Все-таки музей — одна из самых важных культурных институций, влияние которой на современную культурную жизнь огромно. Прежде всего, конечно, художественный музей.

Сегодня многие музеи нуждаются в средствах на развитие, финансирование их по-прежнему недостаточно. Получше обстоят дела с финансированием краевых музеев — их у нас три, а некоторые муниципальные совсем не имеют средств.

Выбор объекта для приложения сил поначалу был эмоциональным, но сегодня это осознанная деятельность, направленная на улучшение всей музейной системы. Присутствие в некоммерческом секторе для меня уже стало необходимостью. Пока это в основном культурные инициативы, но недавние трагические события заставили задуматься об адресных социальных программах, может быть, образовательных, направленных на совершенствование правовой культуры и правового сознания.

— Вы известны как коллекционер актуального искусства. Чем вас привлекает это направление?

— Вопрос о причинах интереса к современному искусству в Перми сегодня звучит почти как обвинение в маргинальных пристрастиях. Чем вызвано такое недоверие к новым художественным формам или концептуальности художественных высказываний, для меня не очень понятно. Куратор Третьей Московской биеннале Жан-Юбер Мартен очень точно высказался на этот счет: «Если вчера современное искусство определялось как противоположное искусству древнему, старинному, то сегодня эти конфликты ушли в прошлое». Сегодня доступно любое искусство. И каждый волен выбирать. Идет диалог культур и традиций, социальных и политических взглядов.

В этом году, кроме выставки Субботина-Пермяка, фонд выступил партнером проекта «Видение» музея PERMM — большой ретроспективной выставки видеоарта, в том числе основателей этого жанра и мировых классиков, таких как Марина Абрамович, Ширин Нешат, Билл Виола. Как мне кажется, сейчас каждый сам выбирает, какие художественные формы и контексты являются для него интересными, выбирает вопросы, на которые ищет ответы в музеях и на вернисажах, в театрах и на фестивалях.

— Культурная ситуация в Перми в последнее время вызывает ожесточенные споры. Какую позицию занимает ваш фонд?

— Сегодня не лучшее время вспоминать о «культурной столичности» и дискуссиях на этот счет. Должно пройти время после недавней трагедии, чтобы уместно было высказываться на эту тему. Было бы лучше, если бы такие яркие дискуссии развернулись вокруг решения социальных проблем. Невозможно быть культурной столицей, не решив проблем безопасности и социальной защиты. Это совсем не значит, что должны быть свернуты культурные проекты, которые были инициированы в последнее время. Но внимание исполнительной и законодательной власти должно быть сконцентрировано не на высказываниях блогеров, пишущих от имени кота, а на социальных программах. Пока нам, жителям Перми, непонятно, что же будет сделано для изменения ситуации.

— И все же… Какие проекты для вас предпочтительны — «пермские» или «московские»?

— Фонд «Новая коллекция» стремится работать с местным наследием и продвигать его вовне. Примеры — продвижение пермской деревянной скульптуры и наследия Субботина-Пермяка. А горячие споры вокруг финансирования проектов, условно говоря, «московских» и «местных», связаны с непрозрачностью принятия решений по выделению бюджетных средств. Это касается не только «наших» и «чужих», но и «наших» и «наших».

На каком, например, основании было принято решение о дополнительном финансировании театра «Театр» в то время, когда происходит секвестр бюджета театра оперы и балета? Нам это неизвестно. Нет общественной площадки, где можно все это обсуждать.

Когда заходит речь о бюджетных деньгах, власть почему-то обижается и замыкается. Правил нет. Многие решения продавливаются авторитарно. Это не может не задевать тех, кто, в общем, без огромных преференций на протяжении многих лет осуществлял здесь, на территории Пермского края, свои проекты в сфере культуры.

Почему-то вдруг оказалось, что культура очень связана с политикой. Это все обострило.

— Каковы планы фонда на 2010-й и последующие годы?

— Планируем завершить подготовку к изданию каталога коллекции пермской деревянной скульптуры. В 2008 году совместно с ПГХГ мы переиздали книгу «Пермская деревянная скульптура» Николая Серебренникова, которая издавалась в 1920-х и 1960-х годах и стала библиографическим раритетом. Это издание — часть большой программы «Прочтение», с которой фонд начинал свою деятельность и которая является нашим приоритетом на протяжении всех пяти лет существования.

В рамках «Прочтения» мы занимаемся пермской деревянной скульптурой — причем по нескольким направлениям: был отреставрирован уникальный экспонат «Христос в темнице», проведена выставка «Люди, ангелы и боги», издана книга Серебренникова. Сейчас на очереди серьезный и в то же время очень красивый каталог коллекции.

Возможно, в наступающем году мы начнем работу по созданию собственного экспозиционного пространства для коллекции фонда, которая достаточно велика, чтобы стать основанием для небольшого частного музея.

А уже в феврале фонд попробует совместно с телекомпанией «Ветта» снять серию фильмов о пермских музеях, рассказать о том, что хранится в запасниках, о тех, кто сегодня там работает, и о том, чего хочет от музея зритель.

— Что вы пожелали бы в новом году пермским музеям, их посетителям и вообще пермякам?

— Сейчас трудно желать чего-то, кроме того, чтобы все были здоровы и счастливы… Но очень хочется в канун Нового года поблагодарить всех тех, кто сотрудничает с фондом, не только помогает в осуществлении наших проектов, но и поддерживает, являясь нашим единомышленником на протяжении всех этих пяти лет.

Это, прежде всего, коллектив Пермской государственной художественной галереи и ее директор Надежда Владимировна Беляева, это музеи Пермского края, Ольга Сергеевна Юдина, Елена Михайловна Дунина и другие руководители этих музеев. Особая благодарность — фестивалю «Дягилевские сезоны» во главе с Георгием Георгиевичем Исаакяном и Олегом Романовичем Левенковым; фондам «Жемчужина Урала» и «Русский авангард». Нельзя не упомянуть руководство Московской биеннале во главе с комиссаром Иосифом Бакштейном, дирекцию центра «Винзавод» и галереи «Проун» и лично Софью Троценко и Марину Лошак; замечательную творческую команду, которая работала над проектом «Кудымкор — локомотив будущего» во главе с Екатериной Деготь и Леонидом Тишковым.

А также все средства массовой информации, которые охотно и бескорыстно сотрудничают с нашим фондом. В том числе — издательский дом «Компаньон», который много раз шел нам навстречу и становился информационным спонсором наших начинаний.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться