«Малыши» оживились
Игорь Катаев
newsko.ru
Активность малого бизнеса в Перми по отношению к прошлому году, по официальным данным, увеличилась вдвое. Власти уверены, что это следствие появления в регионе новых правил игры, стимулирующих предпринимательскую инициативу.
За девять месяцев 2009 года по итогам специализированных торгов и запросов котировок предприниматели получили заказы на товары, работы и услуги на 316 млн руб., что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего за этот период в результате размещения краевых заказов заключено 83,1 тыс. государственных контрактов на общую сумму 8,7 млрд руб.
В Перми действует ряд мер по поддержке малого бизнеса. Разработаны проекты поддержки предпринимателей, участвующих в конкурсах и аукционах по размещению госзаказа, начинающие предприниматели получают субсидии до 100 тыс. руб. С 2010 года малый бизнес сможет работать по льготным патентам, что распространяется на 69 видов деятельности.
Председатель комитета по городскому хозяйству и муниципальной собственности Пермской городской думы Максим Тебелев уверен, что в части муниципального заказа наметилась новая тенденция: бизнес начал работать с муниципальными деньгами. Это была федеральная инициатива, но в регионах на депутатах лежит ответственность за обеспечение прозрачности и законности этих процедур. А малый бизнес сам должен найти те ниши, где он сможет успешно конкурировать и выходить на муниципальные заказы.
Максим Тебелев, председатель комитета по городскому хозяйству и муниципальной собственности Пермской городской думы:
— Я противник простых решений в виде налоговых льгот, — поясняет Тебелев. — Они обеспечивают все, что угодно, но только не развитие. А вот привлечение малого бизнеса для муниципальных заказов — это тот путь, по которому мы должны двигаться.
Еще одним важным стимулом для развития предпринимательской активности должно стать окончание моратория для добросовестных представителей малого и среднего бизнеса по выкупу арендуемого ими муниципального имущества.
Федеральный закон №159 вступил в силу с 1 января 2009 года, но смог заработать по-настоящему только с июля, после того как в него были внесены соответствующие изменения.
Первоначальная версия закона, предоставив малому и среднему бизнесу преимущество в приватизации арендуемых помещений, содержала такие условия, что получить разрешение на льготную приватизацию было практически невозможно. В частности, чтобы приватизировать помещение на преимущественных правах, надо было не иметь задолженности (в том числе штрафов и пени) перед муниципалитетом за три года аренды с момента вступления в силу нормативного документа. В Перми нашлось всего три предпринимателя, которые соответствовали такому понятию «добросовестного арендатора».
Ситуация была общей для всех субъектов Федерации. Поправки в закон направили мэры нескольких российских городов, в том числе — глава Перми Игорь Шубин. На время, которое требовалось для внесения поправок в документ, на приватизацию муниципальных помещений гордумой был объявлен мораторий.
В конце июля Госдума утвердила поправки, которые расширили перечень потенциальных покупателей. В частности, право на выкуп получили арендаторы, занимающие свои площади на протяжении двух лет вместо прежних трех. Кроме того, для подачи заявления предпринимателю достаточно не иметь просроченной задолженности по арендным платежам на текущий момент. Прежде требования предписывали бизнесменам, претендующим на покупку недвижимости, не иметь просрочки на протяжении всего срока аренды.
Как стало ясно впоследствии, мораторий сыграл положительную роль.
В настоящее время в Перми могут реально претендовать на выкуп муниципальных площадей около 500 арендаторов. Под льготную приватизацию попадают 600 объектов. Несмотря на то что в Перми этот закон работает всего полгода, департамент имущественных отношений заключил уже 47 договоров, и 165 положительно рассмотрены. В следующем году эта работа будет продолжена.
Максим Тебелев:
— Я считаю, что 200 положительных решений для Перми — это цифра, позволяющая говорить о системных переменах. Частные случаи отказов есть, они обусловлены требованиями, продиктованными законодательством. Например, крупные муниципальные помещения и имущественные комплексы под этот закон точно не попадают, речь идет только о малом и среднем бизнесе. Cущественную роль в этом процессе сыграла инициатива главы Перми Игоря Шубина. Мы приостановили включение в план приватизации объектов, которые потенциально попадали под действие этого закона, почти на два года. Рассчитывали, что закон будет скорректирован быстрее, но федеральным законодателям потребовался для этого более длительный срок. Прежде город мог выставить муниципальную собственность на продажу без права преимущественного выкупа ее добросовестными арендаторами. Если бы в то время приватизацию запустить, то покупатели нашлись бы гарантированно. Но и ситуация к сегодняшнему дню была бы явно не в пользу «малышей». А так интересы города и предпринимателей совпали. Муниципалитет заинтересован в том, чтобы сегодняшние арендаторы становились добросовестными приобретателями. Это позволит нам выполнить план по доходам от приватизации на очередной календарный год даже в нынешних условиях. У нас есть гарантированные покупатели, хотя рынок недвижимости до сих пор находится в кризисе. Предприниматели, в свою очередь, получают возможность перевести арендованные площади в собственность. У них своя хозяйская логика: когда получаешь помещение в собственность, у бизнеса расширяются горизонты. Это — один из положительных примеров взаимодействия власти и бизнеса.
О наличии спроса на муниципальное имущество можно будет судить 1 июля 2010 года. К этому моменту арендаторы должны принять решение, принимают они участие в этом процессе или нет.
Единственная сложность — отсутствие у добросовестных предпринимателей свободных средств на покупку недвижимости. По словам первого заместителя главы администрации Перми Анатолия Маховикова, для решения этой проблемы мэрия «свела» бизнесменов с кредитными учреждениями: муниципальные власти планируют провести серию совместных семинаров.
Как бы это громко ни звучало, но власть смогла обеспечить на уровне города понятные правила игры. Такая поддержка для малого бизнеса, возможно, важнее, чем дотации, скидки, какие-то разовые преференции.
Максим Тебелев:
— Малый бизнес никогда не был у нас в приоритетах. Власти всегда было удобнее работать с ограниченным кругом крупных предприятий-налогоплательщиков. Может быть, через такие решения, каждое из которых представляет собой частный случай, нам удастся облегчить жизнь малому и среднему бизнесу.
При этом депутат подчеркивает, что он сторонник равноправия. В том смысле, что городская власть не должна обеспечивать конкурентные преимущества избранным. К примеру, малый бизнес арендует не только муниципальные помещения. И предоставление дополнительных льгот арендаторам муниципального имущества недопустимо.
Депутатам гордумы предстоит в ближайшее время заняться решением еще одной важной проблемы. В плане приватизации есть глава, которая касается судьбы муниципальных предприятий, часть из которых должна быть акционирована. А к ликвидации МУПов у думцев отношение, мягко говоря, неоднозначное. Их настораживает имеющийся опыт акционирования, в частности, пассажирские автопарки, которые на протяжении длительного времени генерируют для муниципалитета сплошные проблемы. Депутаты считают, что автопарки были проданы бездумно, за бесценок, и автобусный кризис нынешнего года — логичный итог в цепи неправильных решений по отказу муниципалитета от собственных предприятий. «Правила игры» в этой сфере пока находятся в стадии разработки.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.