Поэтическое нашествие
Владислав Дрожащих в начале 1980‑х и сегодня: бывший «маргинал» вписался в пермский поэтический истэблишмент
Сергей Копышко
newsko.ru
Помимо внушительного состава ведущих российских литераторов (Сергей Гандлевский, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Михаил Айзенберг, Дмитрий Кузьмин, Елена Фанайлова, Алексей Цветков и т. д.), в программу задуманного московской командой фестиваля под названием «СловоNova» включился мощный уральский блок. Это важно: не «включен», а именно «включился» — поскольку изначально объявленная формальная разнарядка (семь пермских поэтов и 23 приглашенных из Москвы, Латвии и США), хоть и содержала интуитивную логику, но, к сожалению, осмысленной инициативы с мест не планировала, как, впрочем, и материальных затрат в пользу «пермского бедного».
Очередной факт навязывания Перми очередного фестиваля, составленного в очередной раз отнюдь не пермскими кураторами, сразу вызвал негативный резонанс в местных творческих кругах и оттолкнул от участия в нем некоторых известных поэтов, в частности, Юрия Беликова и Катю Гашеву. «Засекреченная» стоимость фестиваля вызвала вопросов не меньше, чем критерии отбора участников или загадочный размер региональной квоты в количестве семь. В замешательстве некоторое время находился и единственный местный куратор фестиваля — профессор-филолог Марина Абашева: о своем вхождении в оргкомитет наряду с московским поэтом и критиком Станиславом Львовским, режиссером Эдуардом Бояковым и директором Пермского музея современного искусства Маратом Гельманом она узнала как о свершившемся и почти случайно.
Печаль ситуации заключается в том, что в ходе пресловутого культурно-политического конфликта, становящегося хроническим и все более досадным, когда пермская общественность то группами, то поодиночке вынуждена бойкотировать уже саму возможность диалога с «московскими варягами», чтобы принять решение о взаимодействии с ними, требуются серьезные резоны. К счастью для проекта, у Абашевой они нашлись. Как следствие, изменилась не только структура, но и концепция будущего фестиваля — его региональная часть расширилась так, что несколько надуманное, на первый взгляд, поэтическое нашествие в Пермь обретает смысл и укорененность в традиции.
Городу будет полезно вспомнить, что на протяжении нескольких десятилетий Пермь — реально, без деклараций и рекламного грима — была энергетическим центром поэзии Урала. Именно в Перми еще в 1970-е годы начала формироваться уральская поэтическая школа, ставшая признанным литературным феноменом. Именно здесь в начале 1980-х впервые возник российский поэтический видеоарт (слайд-поэма «В тени Кадриорга»). Именно здесь долгое время жили выдающиеся поэты современности — Алексей Решетов, Виталий Кальпиди (которых, впрочем, Пермь «не уберегла»: последние годы жизни Решетова прошли в Екатеринбурге, а Кальпиди сделал выбор в пользу родного Челябинска). Здесь был актуализирован ставший устойчивым в современной российской поэзии тренд — город как тема интимного переживания.
В конце концов, именно пермский фонд «Юрятин» в самые безденежные 1990-е годы находил возможность не только издавать и популяризировать местных авторов, но и привозить в Пермь столичных литераторов, стремясь к взаимодействию регионального и общероссийского. Те же Гандлевский, Кибиров, Рубинштейн, Павлова, Айзенберг, Померанцев, Вознесенский, Кушнер, Жданов, Пригов, Парщиков — десятки изумительных российских поэтов выступили перед пермской публикой, откликнувшись на приглашение «Юрятина» из чистого — и безгонорарного! — интереса. После этих визитов Пермь входила в их литературные произведения как уютный и освещенный фрагмент судьбы.
На предстоящем фестивале пермские и уральские авторы (Владислав Дрожащих, Юрий Казарин, Андрей Санников, Павел Чечеткин, Вячеслав Раков, Владимир Лаврентьев, Анна Пепеляева, Юрий Куроптев, Дарья Тамирова) будут представлены в основной программе чтений, которые состоятся на Речном вокзале, а также в формате двух отдельных вечеров. На одном из них (он будет называться «Голосовые связки») поэты предполагают читать стихи свои, а также тех, кого уже нет. Нет уже, к сожалению, многих: Алексея Решетова, Димы Долматова, Романа Тягунова, Бори Рыжего, Сандро Мокши, Димы Банникова, Николая Бурашникова… Мартиролог действительно длинный.
Второй — авторский вечер Виталия Кальпиди «В раю отдыхают от Бога. Новые стихи». Решение Кальпиди участвовать в пермско-московском фестивале тоже стало своего рода сенсацией. Дело в том, что идеологическая позиция лидера уральской поэзии многим известна: в линии взаимоотношений столицы и провинции он всегда и убежденно отстаивал концепцию конкурентного регионального центра — культурного строительства родного места. В его радикальных высказываниях («Центр там, где я», «Провинция как феномен культурного сепаратизма») — диалог с Москвой если и предполагается, то исключительно на паритетных условиях. Надо полагать, в этом — одна из причин того, что, отказавшись первоначально от приглашения Станислава Львовского, Кальпиди все же дал свое согласие на предложение Марины Абашевой.
Кстати, в данный момент обсуждается еще одна потенциальная возможность расширить присутствие в «СловаNova» пермских авторов. То, что их не семь, а значительно больше, понятно каждому. На прошедшей пресс-конференции со стороны журналистов прозвучала оптимистичная «угроза» провести альтернативный фестиваль в Сети. Не исключено, что интернет-конкурс с читательским голосованием действительно состоится, и его победители выступят в рамках «СловаNova» параллельно основной программе.
Кроме того, любой желающий из любой точки страны может принять участие в конкурсе поэтических видеоклипов — лучший из них также будет показан на фестивале в блоке видеопоэзии.
Расписание фестивальных событий еще не составлено, но предполагается, что каждый из четырех дней будет начинаться с открытых лекций о современной русской поэзии в аудитории Пермского государственного педагогического университета — для студентов и всех, кому интересно выступление эксперта и поэта. Одним из лекторов станет Дмитрий Кузьмин, неутомимый «литературтрегер», создатель поэтического проекта «Вавилон».
Затем в ходе дневных чтений на Речном вокзале можно будет услышать стихи в живом исполнении авторов. По вечерам на сцене театра «Сцена-молот» будут представлены спектакли по стихам Веры Павловой, Елены Фанайловой и Веры Полозковой в постановке Эдуарда Боякова. По словам режиссера, эти поэтессы не боятся интимных тем и провокационных приемов, то есть не стесняются быть женщинами.
Завершать программу каждого дня будут вечерние музыкально-поэтические концерты. На одном из них Лев Рубинштейн споет любимые песни своего детства, на другом Олег Пащенко и Яна Вишневская выступят совместно с пермским ансамблем Sphaera Octava.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.