Обещать не значит давать
Пермь на минувшей неделе посетил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Одним из двух проведенных им мероприятий стало посещение предприятий и музея Пермского моторостроительного комплекса, которое сопровождалось мощной пиар‑поддержкой. Однако представители пермского делового сообщества не придают этому визиту значения, отмечая, что посещение «Пермских моторов» можно считать частью стандартного набора развлекательной экскурсионной программы, предназначенной для высокопоставленных федералов. Моторостроители также не испытывают никаких иллюзий насчет обещанной поддержки на самом высоком уровне.
На брифинге для журналистов Николай Патрушев признался, что посещение одного из крупнейших в России двигателестроительных предприятий произвело на него впечатление. Он подчеркнул, что важно, чтобы теория и практика совмещались, и здесь он это увидел. «Считаем, что авиастроение и ракетостроение — те направления, которые должны развиваться. Было приятно услышать, что предприятия при проектировании ушли от ватмана, все считается на компьютерах, — поделился впечатлениями секретарь Совбеза. — Есть хорошие задумки, я уверен, что они будут реализованы».
Руководители моторостроительных компаний обратили внимание на то, что Патрушев выслушал подготовленный ими доклад, но сам каких-либо предложений не внес и никаких конкретных решений не принял.
Секретарю Совбеза понравилась идея создания отраслевого института при техническом университете, но чтобы получить государственную поддержку, моторостроителям надо выиграть тендер.
Тем временем насущным для моторостроителей является сохранение мощностей и технического перевооружения. По государственному оборонному заказу пермские предприятия производят сейчас менее 5% от общего объема своей продукции. Для того чтобы «восстановить завод до нормального состояния», в него ежегодно нужно инвестировать 2-2,5 млрд руб. на протяжении пяти лет, утверждает управляющий директор Пермского моторного завода Михаил Дическул. Переоборудование предприятия, по его словам, ведется постоянно на основе принятой инвестиционной программы, но кризис, дефицит оборотных средств ограничивают вложения, поэтому надежда только на федеральную поддержку.
ПМЗ рассчитывает на бюджетное финансирование и для разработки новых двигателей, в частности ПС-90А76, предназначенного для военно-транспортного самолета Ил-476. По данным Объединенной двигателестроительной корпорации, первую экспериментальную машину ЗАО «Авиастар СП» (Ульяновск) изготовит в 2010 году, а с 2011 года начнется его серийное производство. Уже начали поступать средства в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 года» на освоение производства перспективного двигателя ПД-14 для ближне-среднемагистрального самолета МС-21, который создает ОКБ им. Яковлева.
Вместе с тем пермские моторостроители решили закрыть производство разработанных ранее двигателей. Так, например, не планируется возобновление производства двигателя Д30-Ф6, предназначенного для установки на сверхзвуковой самолет МиГ-31. Причина заключается в отсутствии производственных мощностей. На базе двигателя Д30-Ф6, предназначенного для военной авиации, будут производиться газотурбинные установки мощностью 130 мВт.
По словам руководителя пермского представительства ООО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» Владимира Сатюкова, единственное, что пообещал Патрушев, так это мощную поддержку и лоббирование интересов ПМЗ перед президентом и председателем правительства России. «Я приму все возможное и невозможное», — процитировал Сатюков Патрушева.
Многие представители пермского делового сообщества не склонны преувеличивать значение визита главы Совбеза в Пермский край. Они говорят о том, что это часть обычной работы высокопоставленных чиновников, которые по долгу службы обязаны проводить выездные совещания в различных субъектах Федерации. Во время таких мероприятий их участникам показывают стандартный демонстрационный набор наиболее интересных объектов, расположенных в том или ином регионе. Визит Николая Патрушева на предприятия Пермского моторостроительного комплекса вполне укладывается в эту схему. Тем более Прикамье имеет большой опыт в подведении итогов подобных посещений. Главный из них: никаких реальных последствий они не могут иметь по определению.
На «Пермских моторах» в свое время побывали практически все первые лица российского правительства. С 2000 года предприятия комплекса посещали поочередно вице-премьеры Правительства РФ Илья Клебанов и Борис Алешин, премьер-министр Михаил Касьянов и, наконец, президент РФ Владимир Путин, которого, как утверждают эксперты, знакомые с ситуацией на «Пермских моторах», затащили на завод чрезвычайными усилиями. Все они без исключения обещали моторостроителям поддержку государства в целом и создание Пермского центра двигателестроения в частности. Илья Клебанов даже говорил о том, что на решение этого вопроса требуется всего несколько месяцев.
Бывший генеральный директор «Пермских моторов» (с 1998-го по 2001 год), а ныне депутат Законодательного собрания Виктор Кобелев утверждает, что ни одно из обещаний этих государственных лиц после знакомства с моторостроительным комплексом не было выполнено. С ним солидарен еще один краевой законодатель, также экс-руководитель крупного промышленного предприятия края — Пермского порохового завода — Геннадий Кузьмицкий. Он считает, что никакой реальной пользы визит Патрушева не принесет, поскольку «он ничего не решает».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.