НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕРМСКОЙ ИСТОРИИ
Администратор
newsko.ru
В первый день работы нового музея его посетили около 1 тыс. человек, а затем — по 200 человек ежедневно. Это в будни. Что же будет в выходные? Экскурсии расписаны до конца месяца… За полтора года пермяки соскучились по музею. А его коллектив все это время готовил новую историческую экспозицию «Дом Мешкова. Пространство пермской истории с древнейших времен до начала ХХ века».
Второй этаж знаменитого пермского особняка, расположенного по ул. Орджоникидзе, 11, предстал перед зрителями не просто как выставочное пространство, но как некий научно-художественный комплекс, связанный единой концепцией. И трудно поверить, что это — дело всего шести научных сотрудников отдела истории Пермского краевого музея.
Возглавила небольшой коллектив заведующая отделом Светлана Неганова — человек не только очень профессиональный, но и весьма энергичный и увлеченный музейным делом. Ей удалось увлечь за собой коллег и удачно распределить между ними задачи. Старшие научные сотрудники Татьяна Чуракова, Лидия Цвирко, Татьяна Починова, Елена Литвинова и Лев Ощепков — люди проверенные: у каждого стаж работы — от 12 до 33 лет, крупные выставочные проекты, исследования, научные статьи…
Экспозиция начинается с залов, посвященных культуре древнего Прикамья и Перми Великой. Работа над ними была особенно ответственной, поскольку именно здесь у посетителей формируется первое, наиболее сильное впечатление от музея.
Посетители знакомятся с одной из археологических сенсаций Прикамья: кладом мезолитических топоров со стоянки Огурдино. Это именно клад: новенькие, ни разу не использованные топоры были припрятаны, как большая ценность. В той же витрине — предметы из знаменитого Турбинского могильника: наконечники копий, кельты, фигурка идола, нефритовое кольцо.
Далее следует рассказ о прикамском Средневековье: знаменитом пермском зверином стиле, а также торговых связях родановцев и ломоватовцев, которые, судя по археологическим находкам, торговали со всем миром: здесь и серебряная посуда из Согдианы, и золото из Волжской Булгарии, и украшения Рюриковичей, и римская гемма.
Замечательно то, что сейчас в музее можно увидеть не только предметы пермского звериного стиля, но и все, что связано с их изготовлением: инструменты, формы для отливки. Привлекает внимание реконструкция внешнего вида ломоватовца работы скульптора-антрополога из Уфы Алексея Нечвалоды — автора подобных реконструкций для многих российских музеев, в том числе и Государственного Исторического. Основой для
скульптурного портрета послужили находки из Деменковского могильника. В витрине можно увидеть костюмы ломоватовцев, автором реконструкции которых стала доктор исторических наук, преподаватель ПГПУ Наталья Крыласова на основании находок из Бояновского могильника.
Невозможно пройти мимо главного экспоната темы «Пермь Великая» — подлинного посоха Стефана Пермского: в его время (XIV в.) это была простая палка из лиственницы, а во времена крестителя Ионы (XV в.) посох покрыли резной костью такой тонкой работы, что для подробного рассмотрения всех эпизодов, изображенных на посохе, в музее применили специальный интерактивный экран: если дотронуться рукой до какого-то участка на изображении посоха, костяное колечко увеличивается и разворачивается.
В витрине, посвященной Строгановскому «государству», кроме привлекающего всеобщее внимание златотканого покровца XVII века, есть немало интересного, например, подлинные грамоты московского патриарха, адресованные настоятелям Пыскорского монастыря; вкладные книги Строгановых в церковь Орла-городка, артефакты средневековой жизни усольцев. История пермского строгановского «Возрождения» заканчивается на Григории Строганове, который объединил все прикамские земли, однако в следующем зале, посвященном горнозаводской цивилизации, Строгановы — снова главные действующие лица, поскольку именно они были главными местными заводчиками и основали 16 заводов, а, например, Демидовы — 10.
Залы «Горнозаводская цивилизация. Пространство созидателей уральской промышленности» притягивают внимание обилием объемных экспонатов. В большом зале показано производство, в маленьком — быт владельцев заводов и интеллигенции. Главная мысль: это была настоящая цивилизация с особым менталитетом, традициями, сословиями.
На уральских железоделательных заводах, помимо основной продукции, выпускались и бытовые предметы. Вот почему столько полезных приспособлений — от столиков и скамеек до пепельниц и вафельниц — было сделано из чугуна. Почти ювелирный чугун производили не только Касли (которые, кстати, тоже входили в Пермскую губернию), но и, например, Добрянка, Пожва…
Когда откроется первый этаж музея, где будет экспозиция, посвященная быту крестьян, можно будет сравнить их жизнь с жизнью заводских рабочих и оценить, насколько горнозаводская цивилизация была, как говорится, «продвинутой». Авторы экспозиции особенно гордятся уникальным экспонатом — моделью снаряда, сваренной из черных и цветных металлов лично Николаем Славяновым. Славянов доказал, что его методом электрической сварки можно накрепко соединять разные металлы, и это стало этапным моментом в становлении современных промышленных технологий.
Последние три зала второго этажа посвящены собственно Перми, ее истории и культуре от 18 октября 1781 года, когда был официально основан город Пермь, до начала ХХ века. Здесь множество забавных предметов, но особенно сотрудники музея выделяют зерцало — позолоченный деревянный ящичек, на всех четырех гранях которого написаны правила поведения чиновников.
Экспонаты этого зала, привлекающие наибольшее внимание, — картина с видом Перми до великого пожара 1842 года, сделанная более реалистично, но менее детально, чем нашумевшая гравюра из собрания Пермской государственной художественной галереи, и старинный план Перми. Активный интерес к пермскому прошлому, к тому, как выглядел этот город до революции, делает подобные иллюстрации очень востребованными.
Предпоследний зал экспозиции — «гостиная Мешкова», а точнее, условный интерьер гостиной купеческого особняка. Здесь находится портрет хозяина дома, написанный специально для музея Евгением Широковым, создан интерьерный уголок (старинная мягкая мебель подарена музею сенатором Сергеем Гордеевым), в витринах помещены подлинные документы и даже некоторые вещи пароходчика.
Наконец, последний зал — театрально-музыкально-литературный. В центре — сложносочиненная инсталляция, посвященная творчеству Михаила Осоргина. Здесь около 200 подлинных предметов, которые подарила музею вдова Осоргина: их с большими сложностями доставляли из Парижа в 1990-е годы.
От Осоргина и его записок о Перми тянутся смысловые «ниточки» к другим уголкам зала: вот музыкальный магазин Симоновича с коллекцией старинных пластинок и музыкальных инструментов, а рядом сам Симонович, протягивающий руки к посетителям, совсем как у Осоргина, который писал, что хозяин магазина всегда стоял рядом с входом и всех проходящих гимназистов допрашивал, давно ли они были в театре и какой последний спектакль видели. А вот и театр — с подлинными театральными костюмами того времени — и портрет юного Сережи Дягилева.
История о том, как «обживали» Дом Мешкова, достойна отдельной книги, а не газетной статьи. Наборный паркет и музейные витрины, система «умный свет» с компьютерными программами и изумительной красоты портьеры, реконструированный изразцовый камин из бывшей Казенной палаты и очень лиричные пейзажи старой Перми — все рукотворное, все авторское.
Работа над исторической экспозицией продолжается: ведь открыта для посещения лишь половина особняка — второй этаж. На первом разместятся залы, посвященные крестьянству и истории ХХ века.
Первый этаж планируется открыть ко «дню рождения музея» — 15 ноября. Тогда же будет отремонтирован фасад здания. Но и это еще не финал: предстоит обустройство террасы, которая тоже станет частью экспозиции и превратится в «Парк сталинского периода», восстановление ротонды, озеленение территории перед домом и восстановление розария.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.