Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

ЭДУАРД БОЯКОВ БЕЖИТ ИЗ МОСКВЫ

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Основу репертуара театра, создаваемого Эдуардом Бояковым в Перми, составят спектакли о жизни «реальных современных людей». В идеале он на треть должен состоять из пьес российских авторов, таких как Юрий Клавдиев, братья Дурненковы, Александр Родионов, Игорь Симонов, а также инсценировок книг современных российских авторов, не пишущих пьесы, таких как Виктор Пелевин; еще треть составят пьесы зарубежных писателей; наконец, последнюю треть репертуарного пространства Бояков отводит пьесам пермских писателей и документальным проектам, подобным проекту «Мотовилихинский рабочий», осуществленному в рамках фестиваля «Новая драма».

Новый театр не будет филиалом московского театра «Практика»: по словам Боякова, «Практика» создавалась в агрессивной эстетической среде, чтобы противостоять «гламуру и пошлости». В Перми среда другая, следовательно, и театр будет другим.

Бояков намерен «очень серьезно вкладываться» в воспитание пермских молодых литераторов, например, проводить семинары и мастер-классы успешных российских драматургов. Автор нового проекта уверен, что сможет найти адекватный пермскому зрителю контент и адекватного новому контенту зрителя, тем более, что, по словам Боякова, у него нет «амбиций показать все самое авангардистское и страшное».

Бояков намерен приглашать к сотрудничеству таких режиссеров, как Иван Вырыпаев, Кирилл Серебренников, Валерия Гай Германика, Борис Хлебников. При этом каждый из них должен будет не просто поработать, но и прожить в Перми некоторое время: будет создана новая для города практика «артистических резиденций», когда приглашенный деятель искусства будет жить не в гостинице, а в квартире в течение достаточно долгого времени, при этом не просто ставить спектакли, но и, например, участвовать в работе дискуссионного клуба, создание которого Бояков тоже собирается инициировать. Кроме того, он намерен приглашать в Пермь как можно больше ведущих театральных критиков, чтобы они смотрели и оценивали работы не только его театра, но и других пермских театров, профессиональных и самодеятельных.

В качестве актеров будущего театра Бояков рассматривает всех пермских актеров — профессионалов и студентов — независимо от их основного места работы. По его словам, пространство малого зала Пермского академического Театра-Театра, где расположится детище Боякова, организует всех участников процесса и позволит результату не выглядеть «как антреприза».

Театр должен начать работать осенью нынешнего года. К этому времени Бояков надеется изменить пространство малого зала Театра-Театра и «вдохнуть в него душу», чтобы это был не обычный театральный зал, функционирующий три-четыре часа в сутки, а новое пространство постоянного творческого общения, некий общественный организм.

Эдуард Бояков продумал не только идеологическую, но и экономическую платформу будущего театра. По его словам, это будет очень экономичный проект: не будет спектаклей с дорогими декорациями и большим количеством действующих лиц, а все приезжие авторы и постановщики будут работать за скромные гонорары. При этом он не намерен искусственно занижать цены на билеты: стоимость должна равняться их истинной цене. «Студенты, коллеги — это другое дело. Для них придумаем стульчики, коврики...» — обнадеживает Бояков.

Кроме того, источниками дохода новой театральной институции будут небольшой книжный магазин, специализирующийся на редких книгах по эстетике, театру и современному танцу, а также клуб, который будет круглосуточно работать в фойе малого зала Театра-Театра.

По вечерам Бояков обещает продавать билеты желающим «спеть караоке дуэтом с Маратом Гельманом». Сам Гельман, принявший непосредственное участие в процессе «соблазнения Боякова Пермью», предлагает объявить конкурс на название для нового театра с условием, что в названии должно быть слово «сцена». Приз победителю — бутылка очень хорошего виски.

На своей пресс-конференции Эдуард Бояков много рассуждал о том, что «из Москвы надо бежать», а в Перми он видит «новое духовное пространство, свободное от столичных болезней». Один из благоприятных для себя признаков театральный деятель увидел в том, что «на первых полосах респектабельных пермских газет возможна прямая критика губернатора». 

комментарий

«ЕМУ НУЖНЫ НОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ»

Татьяна ТИХОНОВЕЦ, театральный критик, 
эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска» 

Борис Мильграм давно хотел преобразовать малую сцену своего театра. Совершенно понятно, что она используется довольно бессмысленно — в основном как репетиционный зал. В театре очень мало спектаклей, соответствующих формату этой сцены. Так что перемены назрели давно. То, что Мильграм предложил сцену Эдуарду Боякову, тоже весьма закономерно: Мильграм принимает решения несколько импульсивно, он по природе своей, к сожалению, не чиновник, который бы 10 раз все взвесил, получил разностороннюю информацию, а потом принял решение.

Мильграм мог бы и с кем-то другим договориться, например, с Михаилом Угаровым, если бы под руку попался он. И это было бы справедливее. Угаров, во-первых, хороший драматург, а во-вторых, намного раньше Боякова начал заниматься «новой драмой». Бояков и рядом не стоял, когда это движение начиналось. Но что случилось, то случилось.

Эдуард Бояков — прекрасный менеджер. Ему нравится раскручивать новые проекты. Он довел «Золотую маску» до состояния отлично работающего механизма, а до него фестиваль тихо хирел. Потом он заинтересовался документальным театром, и его любимой игрушкой стал «Театр.doc», детище Михаила Угарова и Елены Греминой, который он тоже начал раскручивать. (Я тогда работала в экспертном совете «Золотой маски», и нас заставляли смотреть все премьеры этого театра, потому что Бояков еще был директором «Маски»). Кстати, именно в том театре впервые громко прозвучало имя иркутчанина Ивана Вырыпаева с его знаменитым «Кислородом». Совершенно самостийный Вырыпаев был пригрет и «присвоен» движением «новой драмы».

В 2006 году Бояков создал театр «Практика», получив помещение в самом центре Москвы. Но он не может заниматься чем-то одним. Ему нужны новые территории. И малая сцена театра драмы — это лакомый кусок. Боюсь только, что его художественные пристрастия достаточно специфичны, судя по спектаклям и акциям «Практики».

Скорее всего, малая сцена пермской «драмы» станет культурным клубом, где будут проходить не только спектакли, но и разнообразные акции. Это хорошо. Но это будут экспортированные акции и спектакли. Боякова вряд ли интересуют процессы, происходящие в Перми. И посулы о том, что артисты города будут принимать участие в жизни «малой сцены», — это смешно. Обидно, что уже сейчас на эту сцену не попасть спектаклям бездомных режиссеров типа Дмитрия Заболотских. Он не в их формате.

Посмотрим, и какое название будет у нового театра. Если это окажется «Новая драма», то сразу станет ясно, что Боякову и Мильграму наплевать на то, что в городе уже есть такой театр, достаточно известный в России.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться