Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ДУЛЬСИНЕЯ

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Пьеса Александра Володина «Дульсинея Тобосская» хорошо известна, в свое время ее ставил чуть ли не каждый советский театр, есть и телевизионная версия. Борис Цейтлин не стал сочинять дополнительных сюжетов и вводить незапланированных автором персонажей. Мораль сей истории режиссер тоже не подверг ревизии: Дон Кихотов делают Дульсинеи, а Дульсиней — Дон Кихоты. Одно без другого невозможно.

Отправной точкой для режиссерского прочтения пьесы стало утверждение, что ее героиня Альдонса — девушка простая, крестьянская. Поэтому весь спектакль выдержан в стилистике народно-смеховой культуры с ее посконными, порой грубоватыми шутками. Причем — русскими, а вовсе не испанскими.

Первая же сцена в доме родителей Альдонсы открывает условное пространство русской деревни: за дощатым столом сидят угрюмые, серые люди в ватниках, валенках и пуховых платках. Слабый намек на испанскую яркость сквозит лишь в южном облике Владимира Гинзбурга (Санчо Панса), но и тут его можно рассмотреть лишь при большом желании.

Для Цейтлина, очевидно, принципиально важно было показать расцвет страсти, духовности и высокой житейской мудрости в очень простом существе, поэтому его Альдонса — этакий русский вариант «естественного человека»: она, например, легко и беззастенчиво по поводу и без задирает юбки или сбрасывает платье, оставаясь в простой рубашке. Условности ей чужды. С хрипловатым голосом, простонародными интонациями и растрепавшейся косой она антигламурна до плакатности. Но Цейтлин — человек со вкусом, и принципиальную простоватость героини он воплощает очень эстетично: молодая актриса Юлия Захаркина не кривляется, не ломается, ее простота естественна и очень обаятельна.

Цейтлин еще раз подтвердил свое волшебное чутье на актеров. Помнится, мало кто слышал об Анне Сырчиковой и Дмитрии Захарове, пока они не сыграли главные роли в «Лирической хронике боевых действий». Для «Дульсинеи Тобосской» тоже был собран отменный, хотя и небольшой ансамбль. Юлия Захаркина — студентка всего-то второго курса, а роль у нее до того бенефисная, что было бы странно, если бы все прочие режиссеры не попытались в ближайшем будущем предложить ей что-нибудь адекватное. Но особенно радует появление в роли Луиса Андрея Пудова, который после распада труппы театра «У Моста» несколько лет был в тени и забвении. Хочется верить, что не только внешние данные этого актера заставили Цейтлина сделать его «почти Дон Кихотом».

В спектакле есть несколько забавных режиссерских «фишек»: например, «хор поклонников» во главе с Андреем Гарсиа, выводящий уморительную самодеятельную полифонию в честь прекрасной Дульсинеи, или Санчика — дочь Санчо Пансы, увешанная цепями, со здоровенным цаком в носу и с татуировкой «Дон Кихот» на голом животике. Но в целом кажется, что, ставя этот «самоигральный» текст, Цейтлин отдыхал, понимая, что здесь от него не требуется та бездна креатива, которую он проявил в двух своих предыдущих работах в Театре-Театре.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться