БРАМС ЗВУЧАЛ ПО‑БЕТХОВЕНСКИ
Администратор
newsko.ru
Пропустить единственный концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии было совершенно невозможно: хотя в последнее время благодаря деятельности Пермской краевой филармонии большие симфонические коллективы стали бывать в Перми в несколько раз чаще, чем еще три‑четыре года назад, но все же недостаточно часто, чтобы насытить меломанов. К тому же на сей раз вместе с оркестром в Пермь прибыла целая компания молодых солистов: скрипач Никита Борисоглебский, виолончелист Сергей Антонов и пианистка Екатерина Мечетина, все трое — лауреаты конкурса им. Чайковского. Ну, а фигура дирижера на сей раз являла собой загадку: вместо художественного руководителя оркестра Юрия Симонова, 10‑летие работы которого с оркестром отмечает нынешний гастрольный тур, приехал Максим Венгеров, мировая музыкальная «звезда», но вовсе не в дирижировании, а в скрипичной музыке.
Свою новую роль Венгеров объяснил на пресс-конференции перед началом концерта. По его словам, он освоил и осознал весь скрипичный репертуар, и ему захотелось новых мелодий и новых возможностей. После экспериментов с альтом, барочной скрипкой и электроскрипкой Венгеров занялся дирижированием, и его наставником стал именно Юрий Симонов. Что представляет собой Венгеров-дирижер, и было главной интригой симфонического вечера, состоявшегося 11 апреля.
Программа концерта была удручающе лаконичной: в первом отделении — концерт Бетховена, во втором — симфония Брамса. И все. Но опытные меломаны знают, что в каждом концерте есть свои сюрпризы. Этот концерт с сюрприза начался: Венгеров решил «для разогрева» исполнить бетховенскую увертюру к «Эгмонту», в программе не заявленную. Так сказать, «бис наоборот».
Уже в этой первой композиции стали видны все отличительные черты дирижерской манеры Венгерова: он дирижирует очень страстно и пафосно, можно сказать, «по-бетховенски».
После характерного, простого и всем знакомого «Эгмонта» начались приготовления к исполнению «Тройного концерта» Бетховена. Концерт «тройной», потому что в нем три солирующих инструмента: скрипка, виолончель и фортепиано — так сказать, концерт для трио с оркестром. Исполняется он по понятным причинам нечасто и по понятным же причинам является особенно выигрышным произведением как для оркестра, так и для солистов.
Следить за музыкальными взаимодействиями солирующих инструментов, которые то выделяются в соло, то соперничают в дуэтах, то сливаются с оркестром в едином музыкальном потоке, — это целое приключение. К сожалению, пространство сцены Большого зала филармонии недостаточно для того, чтобы разместить оркестр и солистов должным образом. Вместо того чтобы образовать на сцене треугольник, солисты выстроились в ряд, причем Мечетина оказалась спиной к скрипачу и виолончелисту. Венгеров же вообще спрятался за крышкой фортепиано, и можно было лишь посочувствовать правой половине зала, которой пришлось, как дома у проигрывателя, слушать концерт, не видя дирижера.
Впрочем, публика не роптала. Игра молодых солистов вызвала заслуженный восторг. Все трое играли с вдохновением профессионалов и самоуглубленной серьезностью начинающих, блистательно, но без лишней сценической рисовки. После окончания первого отделения публика забросала солистов букетами, особенно досталось красавице Мечетиной — давней любимице пермяков.
Во втором отделении «солировал» оркестр. Третья симфония Брамса — одна из вершин симфонизма. Максим Венгеров во время общения с прессой много рассуждал о том, что Брамс, будучи сам выдающимся дирижером, писал такую музыку, которая очень зависима от дирижерских интерпретаций. В интерпретации Венгерова Брамс звучал по-бетховенски темпераментно, и даже в знаменитой лирической третьей части, которая нередко исполняется как самостоятельная оркестровая пьеса, появился напор и драйв, что, впрочем, не убавило ее проникновенности.
Разумеется, в финале концерта публика потребовала «бисов». И оркестр — ожидаемо и логично — сыграл два «Венгерских танца» Брамса, вызвавших неизбежный восторг слушателей. Так Венгеров сохранил верность заявленной программе (в первом отделении — только Бетховен, во втором — только Брамс), и в то же время свою фамилию обыграл.
Весь концерт носил несколько театральный и слегка ностальгический характер, особенно для тех, кто знал привходящие обстоятельства: до сих пор единственный раз Максим Венгеров играл в Перми 29 лет назад в возрасте… пяти лет. Тогда музыкального вундеркинда из Новосибирска после концерта повели в Пермский цирк, где дрессировщик отстриг львиный ус и подарил мальчику на память. Это воспоминание о Перми — одно из самых ярких в детстве Венгерова. И сейчас, приехав в Пермь, он первым делом отправился в цирк. Смотреть на львов.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.