СУМЕРЕЧНЫЙ АБСУРД
В Международный день театра, 27 марта, зрители увидели очередные результаты творческого поиска пермской балетной труппы — два одноактных балета, поставленных известными хореографами двух «противоборствующих» школ: московской (Юрий Посохов) и питерской (Алексей Мирошниченко). Правда, оба балета не оригинальны. Посохов уже ставил «Медею» на музыку Равеля (под названием «Проклятые») в Сан‑Франциско, где он живет и трудится с 1992 года, а Мирошниченко свой «Ринг» на музыку группы 2H Company впервые показал два года назад в Мариинском театре.
Юрий Посохов слывет мастером интеллектуального балета, поклонником западноевропейского искусства первой половины ХХ века. Его наиболее известная работа — «Магриттомания», поставленная в Большом театре. Именно в ней особенно ярко проявился фирменный стиль Посохова: он создает живописно-графические работы, и каждый «стоп-кадр» из его балета можно рассматривать как самостоятельную картину. Некоторые «кадры» так хороши, что могли бы использоваться в качестве интерьерных фотопостеров.
«Медея» сделана в том же эстетическом ключе. На сцене — изысканный минимализм пересекающихся под разными углами плоскостей, на фоне которых — чистые и яркие краски костюмов главных героев (сценография Юрия Жукова, костюмы Тиры Хартшорн). Красиво и ненавязчиво подана античная тема — в тонкой, графичной видеопроекции на задник сцены и в костюмах хора, именно хора, поскольку кордебалет здесь очевидно и точно выполняет функции хора в античном театре.
Что же касается главных героев, то их внешний облик приближен к эстетике любимого Посоховым европейского модернизма ХХ века. И это оправданно, ведь именно из этого времени взята музыка для спектакля — «Павана» и Концерт №2 для фортепиано с оркестром (для левой руки) Мориса Равеля.
Пожалуй, главное достоинство спектакля — это точное совпадение действия с драматургией музыки. Музыка и танец помогают друг другу, достигая высокого драматического единства. Вообще, музыка в этом спектакле могла бы стать самодостаточным началом для полновесного театрального события: прекрасные композиции Равеля исполняются нечасто, к тому же за роялем был приглашенный солист — лауреат международных конкурсов Овик Григорян. Можно было позавидовать зрителям левой половины зала, где прямо в партере был установлен рояль: они могли видеть, как пианист работает в буквальном смысле одной левой.
К сожалению, гораздо меньше можно сказать о собственно хореографии. Посохов относится к той категории неоклассиков, которые, оставляя азы высокого балета, избавляют его от сложных и громоздких элементов, таких как всевозможные па-де-де и фуэте. Получается композиция из поддержек, вращений и красивых жестов, временами очень напоминающая фигурное катание. Плюс этой школы — то, что от исполнителей кроме профессиональных достоинств танцовщика требуется настоящий артистизм. Пермские артисты показали его в полной мере.
«Ринг» Алексея Мирошниченко, показанный во втором отделении вечера, в чем-то противоположен «Медее», а в чем-то ей симметричен. Этот постановщик гораздо более радикален в отношении хореографии — до такой степени, что пермским танцовщикам пришлось буквально переучиваться: то, что в классическом балете — табу, у Мирошниченко относится к разряду базовых движений.
Хореограф продемонстрировал замечательное умение создавать на сцене сложные, полифоничные многофигурные композиции, задавать хороший ритм действия и, что особенно редко бывает, чудесное чувство хореографического юмора, которое проявляется особенно сильно в партии Рефери. На премьере эта партия досталась Тарасу Товстюку. Очень талантливый и харизматичный молодой артист, прекрасно показавший себя на одном из «Арабесков», в театре до сих пор не получал достойных ролей: он, как говорится, «не принц». Здесь же Товстюк смог продемонстрировать себя во всей красе: в партии Рефери достаточно его «коронных» высоких и точных прыжков, стремительных жестов и вращений. К тому же «Ринг» тоже требует артистизма, не меньшего, чем «Медея», только не драматического, а комического. И с этим у исполнителя главной роли тоже все в порядке.
Что же такое «Ринг»? Это упражнение в балетном остроумии, основанное на сходстве балета со спортом, балетного станка с боксерским рингом. Эта тема прослеживается и в действии, и в музыке. Точнее, это даже не совсем музыка — на современном языке это называется «саундарт» («искусство звука») и состоит из рэп-речитатива, ритмичных электронных проигрышей и богатого набора прочей «шумовухи», как записанной на улицах, так и сымитированной на электронных инструментах. По признанию многих зрителей, эта «речевка» им сильно мешала: хотелось сосредоточиться на танце, а приходилось вслушиваться в рассказ футбольного фаната, который по непонятной причине предпочел матчу «Зенита» балет «Лебединое озеро», но привычки и «понятия» у него остались прежние. Неудивительно, что в голове героя — «Сумеречный абсурд», что неоднократно подчеркнуто текстом.
Музыка к балету — не подобранная, а специально написанная, авторская, и принадлежит электронному дуэту 2H Company (Санкт-Петербург), который, между прочим, присутствовал на пермской премьере.
Хореографическая составляющая «Ринга» интересна и оригинальна, и все же возникает ощущение некоего несоответствия: кажется, что этот материал гораздо лучше смотрелся бы в исполнении артистов театра «Балет Евгения Панфилова». И дело даже не в балетной лексике, а в телосложении танцовщиков: «панфиловцы» гораздо более спортивные и «накачанные», чем субтильные классические балерины. Кроме того, если у Посохова скучноватые танцы, но отличная драматургия, то у Мирошниченко с драматургией — большие проблемы. Это вообще характерно для многих современных хореографов — они тяготеют к миниатюрам и с трудом выдерживают сюжетный стержень в длинных спектаклях. Вот и «Ринг», даром что продолжительность его — немногим более получаса, распадается на отдельные фрагменты и кажется несколько затянутым.
Молва утверждает, что «Медея» и «Ринг» — не просто постановки приглашенных хореографов в пермской труппе, но и нечто вроде смотрин. Якобы художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета Георгий Исаакян присматривает постоянного главного балетмейстера. Поиск продолжается.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.