Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

ТРАМВАЙНЫЙ МОСТИК В ИСТОРИЮ

Поделиться

 

Небольшой мост через Егошиху — всего 100 м в длину и совсем неширокий — сегодня известен далеко не всем жителям Перми. Однако многие из тех, кто открывает для себя этот уголок города, навсегда привязываются к необычному месту, где ландшафт сливается с историей.

Некогда этот мост через Егошиху был единственной артерией, соединявшей Пермь с Мотовилихой. Через него пролегал Соликамский тракт, по нему была проложена первая в Перми трамвайная линия. До появления Северной дамбы он был абсолютно необходим для жизнедеятельности города.

По словам краеведа Владимира Гладышева, мост через Егошихинский лог задуман был еще при царе. В 1915 году здесь планировалось пустить трамвай. Появились железобетонные быки, одновременно по соседству строилось трамвайное депо, которое существует и сейчас. На фронтоне здания депо — дата окончания строительства, выглядящая символически — 1917 г. Планам городской управы помешала война, а затем и власть сменилась. Строительство моста возобновилось при большевиках в 1920 году, а завершить его удалось только к 1 ноября 1925 года. В 1929 году по этому мосту был пущен трамвай. К нуждам электротранспорта его приспособили специалисты под руководством профессора В. К. Важинского, преподавателя Пермского индустриального техникума (ныне — Пермский авиационный техникум). Первая трамвайная линия по маршруту улица Осинская — Мотовилиха составляла 13,2 км, и бегало по линии 11 моторных трамваев. Через год линия была продолжена до станции Пермь-II.

Но мост через Егошиху был узким местом — в прямом и переносном смысле. С самого начала вызывали сомнения как ширина улочки, ведущей к нему, так и размер самого мостика. Даже ставился вопрос о создании еще одного моста — для гужевого транспорта. «Узким местом» был крутой подъем на Горки, да вдобавок резкий зигзаг, поворот маршрута на этом участке. Линия на всем протяжении была двухколейная, но на мосту двухколейный путь в тех условиях «было невозможно продолжить» (из технического обоснования). Встречным трамваям приходилось пережидать друг друга.

По воспоминаниям жителей Мотовилихи, заставших Трамвайный мостик в действии (например, писателя Леонида Юзефовича), поездка на трамвае «в город» была целым путешествием. Дело доходило до того, что трамвайное управление просило власти закрыть движение через мост, потому что «конный и гужевой транспорт вызывает заторы и аварии». В октябре 1930 года местная газета писала:

«…За последнее время ежедневно вагоны трамвая застают на Егошихинском мосту крестьянские подводы. Лошади, испугавшись трамвайного вагона, бросаются во все стороны, в результате получается поломка телег, мостков, загрязнение водостоков и задержка вагонов».

Трамвай ходил по мосту до конца 1950-х. А в 1959 году открыли движение по Северной дамбе, и активное движение по мостику прекратилось.

Сегодня трамвайное депо и мостик представляют собой нечто вроде единого исторического комплекса. Нынче этот пешеходный мостик, которым пользуются лишь окрестные жители, считается произведением инженерного искусства и охраняется государством как объект культурного наследия, памятник градостроительства. Кроме всего прочего, он расположен в точке, где сошлись разные векторы пермской истории: в непосредственной близости от того места, где работал первый Егошихинский медеплавильный завод, где изучал геологические отложения разных эпох Родерик Импи Мурчисон, открывший Пермский период, где находятся древнейшие археологические памятники на территории Перми. А расположенные вокруг улочки старого Разгуляя — один из немногих уцелевших кусочков подлинной Перми, какой она была на протяжении столетий.

Наконец, это просто очень красивое место. С моста открывается дивный вид на Каму и купола Петропавловского собора — первого каменного здания Перми. По наблюдению того же Гладышева, романтическим натурам мост в Разгуляе напоминает перевернутую радугу. Особенно красиво отражается он в быстротекущей воде.

В последнее время Трамвайный мостик — любимое место прогулок губернатора Олега Чиркунова. Именно сюда он приводит гостей Перми, особенно тех. кто имеет отношение к архитектуре и градостроительству. Действительно, в этом месте особенности пермского ландшафта проявляются наиболее ярко. Именно после прогулки по Разгуляю голландские архитекторы заявили, что пермские овраги — это сокровище. Различные гости предлагали по-разному использовать овраг: как ландшафтный парк, зоопарк, аквапарк и даже как место малоэтажной жилой застройки, которая будет живописно смотреться на крутых склонах.

Поделиться