Дмитрий ВРУБЕЛЬ:
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПОШЕЛ ПРОТИВ БОГА, БОГ С НИМ САМ РАЗБЕРЕТСЯ
Супруги Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева
Сергей Копышко
newsko.ru
Художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева из 70 тыс. репортажных фотографий новостных агентств и любительских снимков отобрали 40 иллюстраций к Новому завету. После чего каждую свели на компьютере с этюдом, выполненным акриловыми красками, распечатали на огромном баннере, расписали от руки поверх и снабдили цитатой из Евангелия. Начиная с 26 февраля все 40 глав Евангелия «от Врубеля и Тимофеевой» можно «прочесть» в здании Речного вокзала. «Чтение» обещает быть непростым, и вопросов к автору у публики наверняка возникнет предостаточно. Свои «Новый компаньон» задал Дмитрию Врубелю.
— Как вы считаете, Евангелие – это оптимистичный текст?
— А как же! Евангелие, как говорили в советское время, это книга о трудном счастье.
— Часто перечитываете?
— Реже, чем хотелось бы. Стараюсь заставить себя делать это чаще, но каждый раз страшно. Каждый раз – непонятно.
— Почему «Евангельский проект», а не «Библейский»? По какой причине в работу пошел только Новый завет?
— Это пока что только Новый завет (хотя, например, даже в «Евангельском проекте» мы используем кусок из книги Иова). Когда мы уже поймем толком, что и как, придумаем технику – будем расширяться. Плюс Ветхий завет – это же не одна история, там много разных историй и людей.
— Какая разница в вашем случае, сколько историй? Вы же работаете с цитатами, с фрагментами, вырванными из контекста?
— Пожалуй, что никакой. В общем, мы это сделаем.
— Какое еще развитие может получить «Евангельский проект»?
— Еще – мы собираемся разместить часть работ на стене между Палестиной и Израилем. Мы уже общались по этому поводу с палестинским послом, он – «за», а вот израильский засомневался. И дело здесь не только в сложных отношениях с Палестиной, сколько в том, что это Евангелие, а не Тора.
— Так сделайте с одной стороны Евангелие, а с другой – Тору!
— И так тоже можно.
— Вы, когда работаете, от текста отталкиваетесь или от картинки?
— От текста, конечно. Текст мы знаем, а какие картинки будут – нет. Сначала был текст. «Вначале было слово». Хотя иногда случается так, что какие-то картинки вдруг вызывают в памяти слова из Священного писания.
— Вас часто обвиняют в том, что, совмещая отрывки из Священного писания и чернушные современные снимки, вы «дискредитируете вечные ценности». А как вы сами считаете, существуют ли «вечные ценности» и можно ли их «дискредитировать»?
— Может быть, это немножко опасно, то, что я сейчас скажу, но основная претензия иудейских первосвященников к главному герою Евангелия состояла именно в том, что Он дискредитирует «вечные» ценности... Он сказал, выражаясь современными словами, примерно следующее: «Друзья, что вы делаете? Если в репу получил, нужно в ответ башку снести? Око за око, зуб за зуб? Так нельзя! Любите врагов ваших!» В общем, отменил огромное количество древних жизненных правил, еврейских и даже римских. За это Его наказали и те, и другие. Все очень просто.
— А как вам определение «кощунственный»? Его тоже применяют к вашим работам. Для вас существуют кощунственные тексты, например, или вы вообще не мыслите этими категориями?
— Я все-таки придерживаюсь принципа «не суди». Если человек совершил серьезное преступление против Бога – ну, значит, Бог с ним разберется так, что мало не покажется. Значит, его пожалеть надо, что он такой грешник.
— У вас-то с Богом хорошие отношения?
— Вот мы сюда приехали монтировать выставку. Скажите, был хоть один пасмурный день за это время? Не было! Тепло, солнце целыми днями. А будь другая погода, нам едва ли удалось бы установить баннер, машины бы застревали в снегу…
— То есть мир сам намекает человеку, туда ли он идет?
— Ну, здесь тоже двоякая такая ситуация, о чем тебе сигнализируют: то ли это и вправду хорошо, то ли это искушение, когда тебе, наоборот, дают совершить плохой поступок.
— «Евангельский проект» создан на материале СМИ. Вы имеете в виду, что медиа – это новый катехизис, источник знания и смыслов?
— Нет, нет, нет. Мы имеем в виду, что Бог – во всем. И в телевизионной картинке мы вдруг начали угадывать, точнее, видеть иллюстрации к Писанию. Нас «пробило» раз, а потом снова и снова. Это был колоссальный отбор. Мы просматриваем десятки тысяч новостных фотографий, чтобы найти одну, которая «попадает» в текст.
— Значит, вы продолжаете это делать? И «Евангельский проект» будет пополняться новыми объектами?
— Конечно. У нас огромный фотобанк, из которого мы отбираем картинки по двум критериям. Во-первых, сама картинка, то, что на ней изображено, должно нас тронуть. Во-вторых, это должна быть запоминающаяся, эмоциональная фотография. В-третьих, она должна быть качественной с точки зрения «традиционного» искусства – композиция, свет. Чтобы ее не стыдно было поместить в любой учебник по теории композиции. Так каждая фотка проходит сначала через одно «сито», потом через другое, и в итоге остаются самые-самые.
— Для вас имеет значение известность той или иной фотографии, степень ее раскрученности в СМИ?
— Неважно, известная фотка или нет, все равно ее срок жизни короток. Вот фотография с генералом, сделанная во время грузинской войны. В августе 2008 года она обошла весь мир: мол, смотрите, как российский генерал вывозит грузинских беженцев. Но через неделю все забыли об этой фотографии и об этом событии. Если спросить у любого человека, а как фамилия генерала – никто не скажет, а тогда был герой…
— Вы собираете «вещдоки», следы божественного в мире, у вас уже целая коллекция. О чем она сигнализирует – вам и нам?
— О том, что ничего не меняется. Ни цели – власть, богатство, слава; ни средства – война, обман, насилие… Все, что описано в Евангелии, продолжается. А как по-другому? У нас третьей руки не выросло за это время. Мы не меняемся, и мир вокруг — все тот же.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.