ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ВЕКСЕЛЕЙ
Прикамье готовится активизировать вексельные схемы расчетов между участниками рынка. Предприниматели констатируют повсеместный рост дебиторской задолженности, неподъемные ставки банковских кредитов и ищут пути «расшивки» неплатежей. С конца прошлого года векселя в качестве расчетного инструмента использует ОАО «Камская долина». На днях стало известно, что свою вексельную программу реализует и ОАО «Пермдорстрой».
Выходу крупнейшей в Пермском крае дорожной компании на вексельный рынок предшествовала интрига. Генеральный директор ООО «Пермрегионгаз» Андрей Агишев утверждал, что вексельные схемы первым может реализовать на практике ОАО «Пермдорстрой». Генеральный директор «Пермдорстроя» Сергей Пантелеев отрицал свою заинтересованность в подобных действиях, убеждая, что вексельные схемы интересны, прежде всего, газовикам.
Андрей Агишев, генеральный директор ООО «Пермрегионгаз»:
— Нехватка денег в экономике — реальность. Заторможенные, где-то прерванные связи между участниками рынка — тоже очевидный факт. Для того чтобы возобновить, «расшить» неплатежи, потребуются какие-то способы и средства. Поэтому возвращение к суррогатам возможно. Теоретически вексельную программу может реализовать компания «Пермдорстрой» при расчетах со своими подрядчиками. Для «Пермрегионгаза» это не интересно. Наши потребители четко определены и работают с нами напрямую. Более того, по долгосрочным договорам. Зачем нам давать им векселя, чтобы они возвращали их нам? У нас нет встречных требований. При этом в нынешней ситуации на самом деле ничего исключать нельзя.
Генеральный директор инвестиционной компании «Ермак» Константин Подвальный подтверждает, что векселя выгодно выпускать тому, у кого есть какие-либо обязательства: «Пермрегионгаз» — лишь агент по продаже «межрегионовского» газа, и сам не платит никому. Напротив, все ему платят. Он никому не должен, кроме зарплаты своим работникам, которую векселями выдавать не будешь».
А вот «Пермдорстрой», по словам Подвального, действительно заинтересован в выпуске суррогатных денег, поскольку является крупным подрядчиком по целому ряду объектов. Компания выиграла конкурсы на строительство практически всех новых дорог в регионе, средства на которые заложены в краевом бюджете (исключение составляют только обход Полазны и расширение дороги Чусовского моста в сторону Березников).
Константин Подвальный, генеральный директор инвестиционной компании «Ермак»:
— Если «Пермдорстрой» монополизирует рынок, ему не хватит кредитных денег. В ситуации, когда компания нарастила такие большие мощности при наличии дорогих кредитных ресурсов, ей выгодны вексельные расчеты. Правда, куда пойдут подрядчики с этими векселями?
Возможности расплачиваться векселями с региональным бюджетом у компаний точно не будет, утверждает председатель правительства Пермского края Валерий Сухих. «У нас нет проблем с ликвидностью», — заявил он «Новому компаньону».
«Пермдорстрой» обратился к нескольким банкам, работающим в Пермском крае, с предложением поучаствовать в реализации вексельной программы. Схема, по мнению участников рынка, может выглядеть следующим образом.
«Пермдорстрой», финансовые обязательства которого подтверждены краевым бюджетом, рассчитывается со своими поставщиками и контрагентами банковскими векселями, поскольку бюджетные деньги компания сможет получить только после подписания акта выполненных работ.
Векселя должны быть длинными, а значит, возникнет тема их досрочного учета и дисконта.
«Вексель — это расчетный суррогат. А предприятиям нужны реальные деньги. В результате появятся финансовые компании, которые будут покупать суррогаты с определенным дисконтом и держать их до погашения или продавать дальше», — поясняют участники рынка, имеющие опыт работы по вексельным схемам.
Управляющий Пермским филиалом Промсвязьбанка Александр Кашеваров признался «Новому компаньону», что работает по вексельной схеме с «Пермдорстроем» и рядом других предприятий. По его словам, этот способ привлечения средств набирает все большую популярность среди кредитных организаций.
Однако данных об участии других банков в таких схемах у «Нового компаньона» пока нет. Как пояснил один из финансистов на условиях конфиденциальности, банкиры осторожно относятся к подобным предложениям, поскольку считают подобные схемы коррупционными по своей природе и плохо сказывающимися на репутации банков.
На самом деле — это способ зарабатывания денег. Вариантов множество. Самый простой таков.
Компания заключает договор с неким банком и покупает у него срочный вексель, расплачиваясь затем этой бумагой со своими контрагентами. При этом на этот вексель банк начисляет компании проценты, как по вкладу. Пока вексель ходит на рынке, на него начисляются проценты, которые идут в счет дохода владельцу этой бумаги. Банк, пользуясь деньгами компании, по сути, на льготных условиях, тоже получает свою маржу. Подрядчик, принявший суррогат к оплате, может его продать с дисконтом (если ему срочно нужны деньги), либо ждать срока погашения. Но дело в том, что в этой схеме возможна ситуация, когда все участники заранее договариваются о том, как, когда и на каких условиях вексель будет учитываться, и получать свою выгоду в виде «отката». Раскрыть подобный сговор практически невозможно.
Между тем, участники рынка уверены, что вернуться к опыту 1990-х годов придется. Они прогнозируют, что в ближайшее время логично ждать появления, прежде всего, векселей банков, к которым есть доверие.
«Если это будут векселя Сбербанка или ВТБ, то их станут брать, потому что есть уверенность в их погашении. А если, к примеру, векселя выпустит небольшой местный банк, то пусть он сам ими и пользуется. Все зависит от эмитента», — констатирует Константин Подвальный. Он считает, что банки вполне могут запустить векселя на крупные предприятия, которые уже в приказном порядке будут отдавать их своим подрядчикам по принципу «хочешь работать — подписывай согласие на вексельные расчеты. А дальше — твои заботы».
По словам Андрея Агишева, есть положительный опыт использования векселей строительными компаниями, в частности «Камской долиной», хотя прежде эта программа для эмитента была способом вложения средств и решала несколько иные задачи.
В то же время ряд экспертов считает, что этот инструмент сегодня интересен не всем строителям, поскольку на рынке недвижимости увеличивается доля расчетов бартером — квартирами. Таким образом компании решают сразу две проблемы: реализуют товар и рассчитываются со своими поставщиками.
Среди возможных инициаторов вексельных расчетов аналитики называют также энергетические компании, поскольку потребители постараются прокредитоваться за счет поставщиков энергоресурсов. При этом они подчеркивают, что реализовать подобные программы может практически любое крупное известное предприятие, имеющее большое количество подрядчиков, способных обеспечить оборот векселей. В их числе называются «ЛУКОЙЛ» (по старой памяти), а также крупные компании севера Пермского края — «Уралкалий», «Сильвинит», «Соликамскбумпром». Им, как считают специалисты, было бы выгодно не кредитоваться в банках и не платить проценты в условиях снижения цен на их продукцию.
Сами же эти предприятия утверждают, что если они и обратятся к вексельным схемам, то «в последнюю очередь».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.