БИБЛИОГРАФИКА
Владислав Дегтев, «Нос майора Ковалева»
Администратор
newsko.ru
Датировка работ — с начала XIX века до 2008 года. Техники — буквально все: ксилография, офорт, монотипия, акварель, меццо-тинто, угольный карандаш, компьютерные принты… Географическая «привязка» — самая широкая: здесь и Россия, и Западная Европа. Литературный размах — от Библии до братьев Стругацких. Казалось бы, в таких рамках цельную экспозицию не выстроить никак. Но — получилось!
Объединяющим началом при создании новой экспозиции стало ощущение чуда и налет фантастики, даже легкой мистики. Видимо, жанр иллюстрации побуждает к фантазированию, и художники дают волю воображению без оглядки на скучную реальность. Это даже в том случае, если речь идет о реалистическом литературном произведении. А ведь в «Марисе» собрались гравюры «по мотивам» сплошь сказок и фантастики.
Руководители галереи Татьяна Пермякова и Вадим Зубков разделили работы по залам «географически»: в большом зале — русская литература, в малом — зарубежная. Но можно было бы предложить другое деление: на классическую книжную иллюстрацию и работы «по мотивам», написанные пермскими художниками специально к выставке.
Раздел книжной иллюстрации — это энциклопедическое собрание работ лучших русских иллюстраторов XIX-XX веков. Самая старая гравюра — 1830 год, Фридрих Ретцш, иллюстрация к поэме Гете «Торквато Тассо». Резцовая гравюра — тоненькая, ни разу не прерывающаяся линия, словно вышивка, бежит по бумаге. Сейчас так не делают.
Удивительный раритет — серия из четырех листов Александра Агина, первым проиллюстрировавшего «Мертвые души» в 1846 году. Бывалые музейщики на вернисаже диву давались, где в наше время частная галерея могла откопать этакий музейный экспонат. «Мы готовили эту выставку в течение года», — скромно призналась Татьяна Пермякова.
Из области невероятных находок — знаменитые силуэты Елизаветы Бём к басням Крылова, полный набор — 12 штук; гравюры на стали Александра Лебедева и Николая Дмитриева к дореволюционным изданиям «Маскарада» и «Записок охотника»; акварель Федора Сологуба к «Золотому петушку»… И к тому же «Петушку», только к опере Римского-Корсакова, — обложка для партитуры работы Ивана Билибина. Только подлинники, все подписано.
Небольшую, но сложносочиненную экспозицию, посвященную «Золотому петушку», завершает эмигрантское издание этой сказки, осуществленное в довоенном Париже.
Да, книги — еще одна важная составляющая «марисовской» выставки. Дабы показать, какое место занимает иллюстрация в искусстве книгоиздания, галеристы собрали множество библиографических редкостей. Вот, скажем, «Евгений Онегин» издательства Academia, 1933 год, цветные иллюстрации Николая Кузьмина. Не только в руки взять — дышать боязно. Библиофилы умерли бы от зависти.
Иллюстрации художников ХХ века — коллективный портрет великолепия советской полиграфии. Невероятная по экспрессии иллюстрация Сергея Алимова к «Мастеру и Маргарите». Маленькие, яркие, лаконичные цветные ксилографии Геннадия Епифанова к «Назидательным новеллам» Сервантеса. Очень детская, трогательная иллюстрация к «Спящей красавице» Романа Левицкого (особенно умилительна спящая собачка).
Как всегда, «Марис» особенно благосклонен к питерской гравюре и, в частности, к работам Елены Новиковой. Здесь каждую картинку можно рассматривать часами — столько в ней маленьких, но «говорящих» деталей. Новикова проиллюстрировала, разумеется, «Петербургские повести» Гоголя, а заодно и «Мертвые души». Помещик Плюшкин очарователен: с дыркой в голове, откуда разбегаются тараканы.
Среди работ, созданных специально к выставке художниками, близкими к «Марису», все примечательны. Случайных нет.
Выставка открывается серией принтов Алексея Побережника — триптих к произведениям Стругацких: «Жук в муравейнике», «Улитка на склоне» и «Пикник на обочине». Работы очень сложные, многослойные. Побережник сперва все рисовал руками, оцифровывал, совмещал… Очень долго старался.
Аркадий Амирханов — гуру пермской книжной иллюстрации — специально к выставке сделал очень тонкую, лиричную акварель к «Лету господню» Ивана Шмелева.
Однако «солирует» на выставке Владислав Дегтев. Его монотипии никак не отнести к разряду иллюстраций. Это сложные композиции «по мотивам».
Триптих «Железный палец» к «Вию» развешен особым образом: большие красные монотипии висят одна за другой, и рассматривать их надо сбоку: так страшнее. А шестичастная композиция «Нос майора Ковалева» — центральная во всей выставке.
Вообще, Гоголь — главная тема экспозиции. И это не случайно: ведь выставка новогодняя, а в 2009 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Гоголя. «Марис» готовит по этому случаю большую выставку совместно с Пермской художественной галереей, и некоторые художники уже начали работать в этом направлении. Даже камнерез Сергей Нечаев — один из главных «марисовских» «специалитетов» — создал «Нос» из талькохлорита, а также очередного «Нафаню» из своей бесконечной серии домовых. Новый «Нафаня» стал библиофилом — он спит на груде книг, на одной из которых написано «Н. В. Гоголь».
Другие художники к юбилею готовятся. Уже известно, что Аркадий Амирханов намерен создать «гоголевскую» серию, а Владимир Зуев из Нижнего Тагила готовит «книгу художника»: это очень модное направление в изобразительном искусстве означает рукописную книгу, полностью выполненную художником и существующую в единственном экземпляре.
Кстати, Амирханов готовится не только к юбилею Гоголя, но и к собственному. Так же как и Михаил Павлюкевич, Константин Николаев, Владимир Зуев, Константин Калинович и Владислав Дегтев. Для всех этих художников 2009 год — юбилейный. И отмечать круглые даты они будут, естественно, в «Марисе».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.