Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

ВЫСОКИЙ ГРАДУС ГЕОРГИЯ ИСААКЯНА

Поделиться
«Серенада для струнных» Чайковского. Соло на скрипке — Борис Гамус и Георгий Исаакян

«Серенада для струнных» Чайковского. Соло на скрипке — Борис Гамус и Георгий Исаакян
  Администратор
newsko.ru

Вообще‑то, 40‑летие праздновать не принято. Но как быть, если к 40 годам достигнуты такие высоты и взяты такие рубежи, которые невозможно не заметить? Художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета Георгий Исаакян поступил оригинально: назвал свой юбилейный творческий вечер «39,1», вложив в это название множество смыслов и подтекстов. Самый очевидный: художник должен жить с «повышенной температурой», пылать в творческой лихорадке, иначе Муза не посетит. И вот еще один: 39 — это практически на десятилетие меньше, чем 40, а Исаакян мальчишески юн и в то же время не по годам мудр. Словом, уже само название творческого вечера представляло собой лукавую шараду.

Торжественное действо было столь же необычным и многих зрителей повергло в недоумение. Свой юбилей оперный худрук использовал в качестве повода в кои-то веки откровенно высказаться перед зрителем. По душам поговорить. Нет, театральные постановки Исаакяна всегда в той или иной мере исповедальны, всегда личностны. Однако 7 ноября он впервые решил прямо рассказать о том, о чем до сих пор говорил иносказательно.

Вечер начался меланхолически: в темном-темном зале, на темной-темной сцене засветился одинокий экран, на котором под песню Саймона и Гарфункеля Sound of Silence начали сменять друг друга фотографии Исаакяна — с нежного младенческого возраста по сей день. Столь неоперный саундтрек начала юбилейного торжества имеет свое объяснение: это его любимая песня, с нее он начинает своего «Гамлета», поставленного в пермской «драме».

Думается, что причина привязанности Исаакяна к песне из фильма «Выпускник» не только в ее очевидной благозвучности, но и в тексте. «Привет, Темнота, мой старый друг. Я снова пришел говорить с тобой...» Мрачновато, но очень поэтично, а название песни, казалось бы, совсем не должно прийтись по душе оперному режиссеру — «Звук молчания». Есть, видимо, в режиссерской душе это стремление к отдыху от красок и звуков — к темноте и молчанию. И вообще, если взяться анализировать творчество Исаакяна — а его юбилейный вечер представил богатейший материал для такого анализа, — окажется, что все или большинство его спектаклей так или иначе говорят об экзистенциальной ситуации «человек на краю», а за этим краем — вот именно что тьма и безмолвие. В его последней, самой рафинированной работе — опере «Орфей» Монтеверди — это выражено и визуально: зрители находятся на сцене, действие идет с закрытым занавесом, и, когда он открывается, становится виден кромешно темный зал, он же — бездна загробного мира.

Впрочем, оказалось, что начало юбилейного вечера — это «фальстарт». Такое «ложное начало». Занавес закрылся снова, и все началось «по-правильному»: хорошо поставленный голос завлита театра Людмилы Деменевой произнес из-за кулис: «На сцену приглашается...» — и далее последовало перечисление всех регалий Исаакяна, весьма и весьма длительное. Зал постепенно оживлялся, послышались смешки. И в этом комичном эпизоде — опять-таки весь режиссер: он, безусловно, тщеславен, но в то же время наделен достаточным чувством юмора для того, чтобы относиться к этой своей черте и к собственным званиям и наградам с хорошей иронией.

На этом функция диктора была исчерпана. В роли конферансье выступил сам юбиляр, который подробно поведал о своем творческом пути, иллюстрируя этот рассказ фрагментами из поставленных в разное время опер. Дивертисмент стал своего рода парадом дирижеров: к штатным дирижерам пермской оперы Валерию Платонову и Александру Шамееву присоединились «главный приглашенный» Александр Анисимов и его коллеги из Москвы Ара Карапетян и Евгений Бражник. Меломаны в зале обменивались сдержанными репликами по поводу того, у кого из дирижеров оркестр звучал красивее.

Путешествие «по волнам памяти Исаакяна» началось с маленького фрагмента из «Мадам Баттерфлай» — первого спектакля Пермского театра оперы и балета, в создании которого Исаакян принял участие, еще будучи ассистентом своего учителя Владимира Курочкина. Татьяна Полуэктова, вообще-то, уже не поет эту партию, она исполнила фрагмент специально для этого вечера, и ее выступление стало символом чего-то прекрасного… чего уже нет. Еще одним, но уже гораздо более бодрым номером-воспоминанием стал дуэт из «Дона Паскуале» Доницетти, исполненный Татьяной Куинджи и Сергеем Власовым. И пусть певцы были одеты в хорошие концертные костюмы, а не в наряды из секонд-хэнда, как в 1994 году, но исполнение было таким же задорным и тонко ироничным, как тогда, когда пермский «Дон Паскуале» сразил наповал московскую публику на фестивале «Золотой маски», а исполнители главных ролей Татьяна Куинджи и Анзор Шомахия получили национальные театральные премии.

Звучало еще много роскошного пения — куплеты «Адели» из «Летучей мыши» в исполнении Ирины Крикуновой были просто блистательны. Весьма артистично выступила Татьяна Каминская в отрывке из «Пиковой дамы». Надежда Бабинцева очень старалась выглядеть роковой в отрывке из «Кармен», который служил иллюстрацией того, как важна роль скандала в театральной жизни...

Георгий Исаакян справедливо рассудил, что раз уж на день рождения принято делать подарки, то можно и самому себе что-нибудь подарить. И поэтому он позволил себе многое из того, о чем давно мечтал: встал за дирижерский пульт во время исполнения сцены из «Царской невесты», вышел на сцену в роли скрипача-солиста в «Серенаде для струнных» Чайковского, а затем и вовсе устроился на месте первой скрипки в Гамус-квартете. Сам Борис Гамус, деликатно уступивший свое законное место художественному руководителю, играл на сей раз на альте, а исполнял прославленный камерный коллектив... мелодию «Битлз» «Когда мне 64». Весьма оптимистично для 40-летнего юбиляра, который признался гостям, что является битломаном с 30-летним стажем и когда-то переводил тексты битловских песен почему-то с польского языка. Можно счесть это тонким намеком на еще одно известное достоинство Исаакяна: он свободно владеет пятью-шестью языками.

Не обошлось и без традиционного театрального капустника. Мастера этого жанра — артисты «Театра-Театра» выступили с весьма злой и точной пародией на исаакяновского «Гамлета», которую они удачно совместили с не менее злой и точной пародией на оперное пение — хитом Анны Сырчиковой, которая за свое исполнение песни Красной Шапочки получила приз на Всероссийском фестивале актерской песни имени Андрея Миронова. Но особенно отличилась балетная труппа в лице артиста Евгения Громова, он же — широко известный в специфических кругах рэпер по кличке «Крош». Его выступление в излюбленном жанре было посвящено, разумеется, любимому театру и уважаемому художественному руководителю. «Крош» всерьез считает, что своим творчеством сближает тех, кто слушает рэп, с теми, кто смотрит балет.

Праздничную программу завершили четыре мелодии, которые Исаакян готов взять с собой на необитаемый остров: ария Орфея из одноименной оперы Монтеверди, ария Русалочки из оперы Дворжака, трио из моцартовского «Так поступают все» и ария Клеопатры из «Клеопатры» Генделя. Последний фрагмент несколько выбивается из общего ряда: эту оперу Исаакян еще не ставил. Но, возможно, планирует… Именно в этой, заключительной части вечера блеснули молодые оперные «звезды», вокруг которых разрастается настоящий зрительский культ —Екатерина Орлова и Дмитрий Бобров. Стало понятно, что Исаакяну в качестве инициатора создания кафедры сольного пения Пермского института искусства и культуры тоже есть чем гордиться. Вернее, кем.

А вот чего в программе юбилейного вечера практически не было — это официальных речей. Похоже, что именинник был раздосадован отсутствием в зале первых лиц города и края, но тому были объективные причины: и Игорь Шубин, и Олег Чиркунов находились в отъезде. Формальности свелись к небольшому взволнованному выступлению вице-премьера краевого правительства Татьяны Голицыной, зато кулуарных поздравлений было столько, что пришлось задержать начало концерта, а для букетов и подарков в театре выделили отдельное помещение.

Гости в зале представляли собой весьма пестрое общество: отборный пермский бомонд (многие успели прибыть после торжества по случаю 50-летия компании «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез») разбавили коллеги Исаакяна, приехавшие со всех концов России и из-за рубежа, театральные художники, музыканты, критики, представители Союза театральных деятелей (Исаакян еще и руководит пермским отделением этой организации).

Вопреки традиции, Георгий Исаакян не стал распространяться насчет своих творческих планов. В биографии режиссера столько достойных воспоминания эпизодов, что на будущее уже времени не нашлось. Стало немного жутко: в 40 лет он уже такой мэтр и столького достиг, что непонятно, к чему еще стремиться… Но творческий человек всегда полон сюрпризов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться