Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Неземной свет

Пермский театр кукол представил одну за другой две премьеры

Поделиться

По словам художественного руководителя Пермского театра кукол Дмитрия Вихрецкого, театр старается жить так, чтобы каждую неделю давать повод для обсуждений. В самом деле: плотность событий в «куклах» такова, что приходится несколько информационных поводов объединять в один материал.

Лёк

«Меня зовут Лёк»

«Меня зовут Лёк» — «привет» от бывшего художественного руководителя театра Александра Янушкевича, нежнейший, добрейший и прекраснейший. Всё-таки Янушкевич — не просто профессионал-кукольник, но ещё и Художник — с самой что ни на есть большой буквы.

Спектакль для малышей — от трёх лет — погружает зрителей в волшебный, сказочный мир. На сцене малого зала театра — «страна дремучих трав»: одуванчики двухметрового роста, гигантские линзы капель росы... Всё это сияет неземными цветами — буквально сияет, светится; недаром в программке кроме имён постоянных соавторов Янушкевича — художника Татьяны Нерсисян и композитора Александра Литвиновского — значатся ещё имена неведомых театру специалистов: светооператор — Игорь Пересадин, специалист по электрификации кукол и декораций — Юрий Детельс.

Словно в сказку входит в летний мир природы героиня спектакля, девочка, которую играют по очереди Кристина Цуркан и Анастасия Кузнецова. Как и в прочих спектаклях Янушкевича, актриса здесь не прячется за ширму и не делает вид, что «куклы могут сами говорить». Нет, режиссёр понимает, что суть кукольного театра — игра, детская игра в куклы, вот и героиня одновременно общается с насекомыми и играет в них. Никаких проволочек, перчаток и прочих ухищрений: надо передвинуть улиточку — берёт и переставляет; надо изменить выражение «лица» мотылька — руками поворачивает глазки, расправляет усики. Удивительно, но волшебный эффект от этого не теряется — куклы оживают, как это и должно быть в настоящей самозабвенной игре.

При всём этом «Меня зовут Лёк» — спектакль, интересный далеко не только малышам. Взрослые выходят совершенно очарованные: пространство, созданное Янушкевичем и его художниками, — это произведение искусства, говоря современным языком — арт-объект, большой, современный, стильный, полный неожиданных эстетических решений. Это особая атмосфера, и недаром перед началом премьеры Дмитрий Вихрецкий самолично вышел перед залом и очень убедительно попросил не пользоваться телефонами, дабы не разрушать сказку.

Следом за «Лёком» «куклы» представили спектакль из «обязательной» программы детского театра — «Сказки Пушкина». В двух небольших отделениях инсценированы «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Замысел у постановщика Вадима Смирнова был замечательный: на сцене — три Арины Родионовны, живые актрисы, и один Пушкин — перчаточная кукла; действие в жанре скоморошины, с шуточками, танцами и музыкой. Актёры справились блестяще, Пушкин говорит голосом Андрея Тетюрина, что само по себе — гарантия успеха. Но после полного креатива и передовой эстетики спектакля Янушкевича «Сказки Пушкина» разочаровывают, прежде всего из-за внешнего облика героев и кукол: всё слишком пёстрое и в то же время слишком обычное.

Всё же «Сказки Пушкина» — это успех, потому что те, кому спектакль предназначен, младшие школьники, смотрят его с удовольствием и очень смеются.

Не успели остыть впечатления от двух свежих «кукольных» премьер, как театр анонсировал следующую: 31 марта будет представлен спектакль для взрослых «Говорит Ленинград» по мотивам документальной прозы Ольги Берггольц.

Поделиться