СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ RUSSIAN POVERA

Поделиться

  newsko.ru

Несмотря на то что затея с PermMuseum‑XXI с треском провалилась, в Перми, возможно, все‑таки появится музей мирового значения. Над новым арт‑проектом c условным названием «Новая пермская галерея» активно работают сенатор от Пермского края Сергей Гордеев и специально приглашенный им московский галерист и культуртрегер Марат Гельман.

Концепция музея отсылает к знаменитому итальянскому arte povera — так называемому «бедному» искусству. Arte povera подразумевает создание артефактов из простых и, казалось бы, лишенных художественного потенциала материалов. У «бедных» художников в ход идет все: сигаретные пачки и хозяйственное мыло, картонные коробки и консервные банки, автомобильная резина и ржавые запчасти. Словом, «когда б вы знали, из какого сора…»

Сейчас мировыми центрами arte povera считаются Италия и Германия, однако Гельман всерьез намерен изменить расстановку сил и закрепить статус столицы «бедного» искусства за Россией, а точнее, за Пермью. «В конце концов, в технике поп-арта работают художники всего мира, но ассоциируется это направление с Америкой. То же самое с «диким» экспрессионизмом, который условно «застолблен» за Германией. Что мешает нам «присвоить» себе «бедное» искусство и сделать так, чтобы «русское бедное» стало устойчивым словосочетанием?» — рассуждает Марат Гельман.

Куратор будущего музея полагает, что со временем в Речной вокзал начнут стекаться работы зарубежных художников, и в итоге он превратится в площадку, аккумулирующую мировой опыт arte povera: «Все будут знать, что в Перми есть галерея, которая собирает «бедное» искусство».

Сама идея создания музея в Речном вокзале (здесь предполагается разместить Новую пермскую галерею) принадлежит сенатору Сергею Гордееву. Он же придумал провести своего рода «тест-драйв» музейной концепции «Русского бедного» — одноименную выставку, которая откроется в Перми 19 сентября. Побыв здесь около полутора месяцев, экспозиция, в которую войдут работы 26 русских художников, отправится в Русский музей, а оттуда — в Милан, Париж и Нью-Йорк (примечательно, что гастролировать выставка будет под пермским «лейблом»). Кроме того, существует договоренность с американским издательством Tashin о выпуске большого альбома Russian Povera для распространения в главных музеях мира.

Сомнений в успехе и мировом масштабе только одной лишь этой выставки (без музея) у Гельмана нет. «Я постепенно начинаю думать, что это будет моя лучшая выставка», — признается он в своем «Живом журнале». У Гордеева — свои ожидания от «Русского бедного»: с его помощью он надеется «переосмыслить» Пермь.

«Свой», «русский», «горнозаводской», пермский музей призван превратить огромный пласт пермского подсознания, потаенных амбиций в проект, место на карте, пункт назначения. Музей как источник появления новых талантов в искусстве, новых коллекционеров, значительных культурных событий в жизни города, выставок, лекций, дебатов, планов, идей, программ и утопий, границ для «своей» идентичности, и отличий от других», — говорится в официальном заявлении сенатора относительно большого проекта «Русское бедное».

Решение использовать здание Речного вокзала в качестве музея идеально вписывается в тенденцию последних лет — все чаще бывшие складские, вокзальные и заводские помещения перепрофилируют в центры современного искусства. В подобных площадках галеристов привлекают, прежде всего, огромные пространства, высокие потолки и специфическая атмосфера места.

Когда-то рассматривался вопрос о переезде коллекции Пермской художественной галереи на Речной вокзал, но, в конце концов, состояние помещения было признано неудовлетворительным. Однако, как уверяет Гельман, что традиционному музею смерть, то центру современного искусства — в самый раз: «Функция галереи — сохранить старое, функция нашего центра — продвинуть новое». Произведения современного искусства, в отличие от классики, не нуждаются в «тепличных» условиях хранения, потому что они, собственно, и не хранятся — они живут. И, скажем, заплесневелые стены, которые могут смутить традиционных музейщиков, только порадуют современного галериста: ведь плесень, при желании, можно сделать особой «фишкой» музея.

Сегодня освоено уже около трети пространства Речного вокзала: установлены экспозиционные стены, организовано освещение, обработан потолок. Что касается надежности и безопасности здания, то фундамент и несущие стены, по оценкам специалистов, находятся в хорошем состоянии. Капитального ремонта требует только крыша.

Словом, у Новой пермской галереи есть все слагаемые успеха: подходящее помещение, «на редкость ясная и чистая» концепция, финансирование (в лице сенатора Сергея Гордеева), поддержка власти (в лице губернатора Олега Чиркунова) и большие амбиции. Однако, помня о том, что уже не один амбициозный проект (включая пресловутый PermMuseum-XXI) канул в небытие, многие относятся к очередной грандиозной арт-идее настороженно.

«Вся космическая энергия направится в Пермь благодаря Сенатору?» — с долей скепсиса интересуется Никита Белых у Гельмана на страницах его сетевого дневника (galerist.livejournal.com). Но пользователя Galerist подобные выпады не смущают — он склонен доверять своему партнеру по пермскому проекту и просто хорошему приятелю Сергею Гордееву.

«У Гордеева — образ «прожектера», человека, который якобы что-то там «прожектирует», придумывает, рисует картинки, — считает московский галерист. — На самом деле, на его счету множество интересных и вполне реальных проектов (например, театр Сергея Женовача в Москве), просто он предпочитает действовать анонимно. Но я убедил его раскрыть карты и рассеять «прожекторский» флер, из-за которого люди не воспринимают его всерьез».

По словам Гельмана, Гордеев считает создание Новой пермской галереи задачей стратегической важности. За последние несколько лет в России начали формироваться новые полюса притяжения человеческих и экономических ресурсов — региональные центры начинают конкурировать между собой, сражаясь за статус столицы «второй очереди». Согласно одному из вероятных сценариев развития событий, на карте России в конечном итоге останется до 20 крупных мегаполисов, а остальные города постепенно сдадут позиции и окажутся в положении «примыкающих». И сенатор Гордеев, со своей стороны, намерен сделать все, чтобы Пермь попала в двадцатку лидеров. Открытие Новой пермской галереи, по его замыслу, как раз и станет первым шагом на пути к «столичности». «С искусства начинать проще всего, — поддерживает Гордеева Марат Гельман. — К тому же, вопреки сложившемуся мнению, искусство — это одна из наиболее выгодных сфер инвестирования. В мировой практике масса примеров экономически успешных арт-проектов».

Итак, механизм запущен — процесс пошел. Сергей Гордеев самоотверженно вкладывает в Новую пермскую галерею личные средства. Марат Гельман подписал трехлетний контракт на кураторство. Установлены сроки полной реконструкции здания Речного вокзала — полтора-два года. Разработаны некоторые культурные программы для будущего музея: в частности, Гельман планирует отдать один из флигелей в безвозмездное пользование местным творческим командам («Функция музея — помочь художнику попасть в историю искусства»), а также провести на территории галереи серию поэтических выступлений («Мы с Гордеевым привезем к вам «десант» любимых наших поэтов»). Начало многообещающее. Осталось дождаться этапа «материализации чувственных идей».

Можно сказать, что довести до конца дело с Новой пермской галереей для сенатора Гордеева — дело принципа. Осуществление или неосуществление проекта Russian Povera наглядно продемонстрирует, кем же все-таки являются его покровители — теоретиками-«прожектерами» или практиками-реалистами.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться