Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

О ЛЮБВИ – ПУНКТИРОМ

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Пермская писательница Нина Горланова выпустила очередной сборник своих рассказов. Сначала «Эксмо» осторожно напечатало 5100 экземпляров, потом допечатало еще 30 тыс. Сейчас Горланова готовит для того же издательства следующий сборник…

Можно сказать — успех! Однако на обстоятельствах жизни писательницы это никак не сказалось. Многочисленные поздравительные звонки от друзей и знакомых, как обычно, перерастают в длительные житейские разговоры о миллионе бытовых проблем, портящих Горлановой жизнь. Недаром Алексей Романов фильм о ней назвал «Дом со всеми неудобствами». Вот очередное неудобство случилось: под окнами писательской квартиры строят супертрассу Стахановская — Чкалова — Старцева, в связи с чем во всем доме меняют старые окна на стеклопакеты. Казалось бы, отличная новость, но при этом всем жильцам велели закупить полиэтиленовую пленку на 1,5 тыс. руб… А где их взять, эти 1,5 тыс.? Вот что заботит сегодня автора рассказов, вышедших в серии «Лучшая современная женская проза».

Любой разговор о творчестве Горлановой плавно переходит в разговор о ее жизни. Это неизбежно, поскольку ее книги из этой жизни произрастают. Это такой писательский метод: что вижу, о том и пою. Уже много лет Горланова забавляет собеседников тем, что, услышав какую‑то интересную фразу или историю, бросается ее записывать на чем придется — салфетке, билете и т. д. Вот из таких‑то историй и складываются ее произведения.

Каждый из рассказов в сборнике «Линия обрыва любви» можно назвать «романом в новелле» — таким образом, Горланова стала родительницей нового повествовательного жанра. По форме каждый рассказ — типичная короткая новелла, страниц на 20‑30, а по содержанию — роман‑эпопея. В каждый рассказ вмещается целая жизнь. Перелистнешь страницу — у героини уже новый муж, а лучшая подруга уже лет 10 как в Израиле. И вообще, были на дворе 1970‑е, а вот уже и перестройка заканчивается. Каждый сюжет — это пунктирная линия, состоящая из быстро сменяющих друг друга эпизодов.

Фабулы рассказов‑романов просты: встретила, полюбила, изменил, разошлись, снова встретила, снова полюбила… Словом, истории из тех, что женщины рассказывают друг другу, лежа в одной больничной палате или путешествуя в одном купе. И каждая такая история неизменно начинается словам «А вот у меня подруга…». Попутно вплетаются истории, совсем короткие, из пары предложений, не связанные с основным сюжетом, а приделанные по принципу свободных ассоциаций. Иногда диву даешься: ну зачем рассказывать, как некто неудачно поменял квартиру, потом удачно продал, купил новую и сдал иностранцам в аренду, если эта история совершенно не связана с главными героями? Но ведь именно так рассказываются правдивые байки из цикла «А вот у меня подруга…»: говоришь‑говоришь, на что‑то перескочишь, потом обратно вернешься. Вывод каждый раз так же прост, как и фабула: вот ведь как в жизни‑то бывает.

Все это было бы очень банально, если бы не глубокий и многослойный филологический фундамент, на котором строится горлановская проза. Нина Горланова осмысляет жизнь как художественное произведение, полное метафор, эпитетов, характеров, «типичных представителей» и даже — в лучших традициях! — «идейности, народности и партийности». Школьный литературоведческий термин «лишние люди» встречается на страницах «Линии обрыва любви» неоднократно. Герои не говорят, а изрекают афоризмы — кажется, что писательница не считает нужным передавать на бумаге обычные реплики, а только самые остроумные или многозначительные: «Лавина жизни засыпает нас каждый день…», «богу надо сделать три шага над пропастью…». И тому подобное.

Разумеется, все героини Горлановой очень начитанны и так же склонны к рефлексии, как и сама писательница. Все они, независимо от профессии, насквозь пропитаны филологичностью — знают много стихов, любят одушевлять предметы и обстоятельства, делать выводы из жизненных коллизий, как из литературных сюжетов. Конечно, реальные женщины из реальной жизни к подобным фокусам не склонны. И это, пожалуй, главное, что отличает рассказы Горлановой от родственных им больнично‑поездных разговоров «за жизнь».

В центре каждого рассказа — разумеется, женская судьба. Проза Горлановой не просто женская — то есть написанная женщиной и по‑женски. Она феминоцентричная.

Как Спайк Ли не снимает фильмы о белых людях, так Горланова не пишет о мужчинах. Они всегда — обстоятельства места, времени и образа действия, тогда как субъект действия — конечно, женщина, сильная, терпеливая, духовная… И стоит ли вообще писать о мужиках — таких слабых, подверженных дурным привычкам, вероломных? Лишь в рассказе «Двое», написанном в соавторстве с мужем писательницы Вячеславом Букуром, героев именно что двое — он и она.

Таким образом, аудитория книги «Линия обрыва любви» просто огромна: более 50% населения Земли. При этом нельзя сказать, что ни один мужчина не прочитает эту книгу с удовольствием.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться