Алёна Морозова


Пламенный мотор

Врио губернатора Максим Решетников встретился с пермскими моторостроителями

Поделиться

Глава Пермского края Максим Решетников 16 марта посетил с рабочим визитом производственные площадки АО «ОДК-Пермские моторы», ПАО «Протон-ПМ» и АО «ОДК-Авиадвигатель». Врио губернатора познакомился с работой предприятий моторостроительного куста и провёл совещание по вопросам текущей деятельности предприятий. В ходе визита моторостроители рассказали Максиму Решетникову, как идёт работа над двигателем ПД-14, а также обсудили вопросы подготовки кадров для отрасли авиастроения.

Моторы на первую Катаев

  Игорь Катаев

Инвестиции — дело совместное

Максим Решетников, и. о.  губернатора Пермского края:

— Видно, что в предприятия очень много инвестировали в последнее время, причём инвестировали очень обдуманно, выстраивая технологические цепочки, максимально задействуя кооперацию. Надо понимать, что здесь расположено не одно предприятие, а целый конгломерат. Важно, что они продолжают работать как единое целое. И в этом велика заслуга директората и коллективов, поскольку такая работа возможна только тогда, когда есть очень прочные горизонтальные связи.

Максим Решетников заявил также, что развитие предприятий было бы невозможно без вклада федеральных и краевых властей. «Государство в лице разных министерств и ведомств — минобразования, минпрома, корпораций «Ростех», «Роскосмос» — приложило очень много усилий, в первую очередь за счёт дополнительного целевого финансирования. И надо сказать, что краевые власти из года в год поддерживают и поддерживали это предприятие, всеми возможными способами сохраняя научный потенциал предприятий и развивая проекты, в том числе по его новым площадкам», — отметил глава региона.

После осмотра цехов сборки двигателей серии ПС-90, участка сборки перспективного двигателя ПД-14 «ОДК-Пермские моторы» и сборочного цеха «Протон-ПМ» Максим Решетников провёл на площадке моторного завода совещание, в котором приняли участие члены краевого правительства, руководители предприятий и учебных заведений региона.

Поддержать школу авиастроителей

Одним из насущных вопросов, поднятых в ходе обсуждения, стало обеспечение моторостроительных предприятий квалифицированными кадрами.

По словам управляющего директора АО «ОДК-Пермские моторы» Сергея Попова, у предприятия велика потребность в операторах станков с ЧПУ, работающих на современном механообрабатывающем оборудовании, и высококвалифицированных технологах. «Это самые востребованные рабочие профессии, и слава богу, что есть лицей №1 и техникум им. Швецова, которые сохранили свою научную базу, своих кадровых сотрудников, которые готовят для нас этих людей. Дуальное образование, о котором мы сейчас говорим, — это просто дальнейшее развитие той школы, которая уже существует у нас в крае», — заявил глава предприятия.

моторы

  Игорь Катаев

В то же время уже несколько лет в крае, по словам Сергея Попова, не решается проблема со строительством нового здания авиационного техникума. В прошлом году техникуму исполнилось 140 лет, а учебный процесс ведётся в неоднократно реконструированном здании, которое «изжило себя морально».

Директор Пермского авиационного техникума Александр Дическул отметил, что первое упоминание о постройке здания, в котором расположен техникум, датировано 1797 годом. Здание изначально не предназначалось для учебных целей, а сейчас в техникуме физически не хватает места для размещения всех необходимых лабораторий и учебных агрегатов.

Александр Дическул, директор Пермского авиационного техникума:

— Время идёт вперёд, у нас меняются обстоятельства. Нам некуда поставить двигатели. Двигатель ПД-14 имеет диаметр больше 2,5 м. Его нужно где-то разместить. Необходимо и помещение для станков с ЧПУ. Поставить это оборудование некуда.

По словам Сергея Попова, из года в год интерес к рабочим профессиям по специальности «машиностроение» растёт. «Мы действительно плотно взаимодействуем (с учебными заведениями, — ред.), внимательно отслеживаем конкурс на эти профессии. Интерес к ним есть. И сегодня главная задача, которую мы ставим перед учебными заведениями Перми, — чтобы учащийся, который придёт на предприятие, был хорошо подготовлен и очень быстро прошёл процесс адаптации, быстро вошёл в должность и начал эффективно работать на станке».

Как сообщил Александр Дическул, на днях было принято решение о том, что финансирование строительства нового корпуса авиатехникума будет происходить за бюджетные деньги.

Новый корпус будет оборудован всеми необходимыми лабораториями и мастерскими. «Нам нужно 75 кабинетов и лабораторий, шесть мастерских и больших крупных лабораторий под авиадвигатели. Необходимо достаточное количество поточных аудиторий. И всё это нужно согласовать с СанПиНом, чтобы не возникло проблем с Роспотребнадзором», — говорит директор техникума.

Строительство нового корпуса предполагается завершить к 2021 году. К уже существующим в техникуме 10 специальностям будут добавлены ещё три—четыре новейшие. «Одна из них — механотроника. Также нас просят обратить внимание на малую авиацию, обслуживание авиатехники, авиадвигателей и лётную подготовку. Если у нас появятся эти площади, мы сможем замахнуться и на них, — говорит Дическул. — В регионе есть несколько пилотов с высшим образованием, которые могут у нас работать. Одна из них — Галина Смагина, почётный гражданин города, известнейший пилот России».

Двигатель ПД-14 проходит испытания

Сегодня АО «ОДК-Пермские моторы» — ведущее предприятие отрасли авиационного газотурбинного двигателестроения России. На предприятии заканчивается подготовка производства перспективных двигателей ПД-14. За 2015 и 2016 годы в механических цехах завода освоено более 300 деталей для ПД-14, организовано постоянное взаимодействие с поставщиками деталей и сборочных единиц. Жёсткие требования, предъявляемые к их продукции, вполне соответствуют тем условиям, которые диктует «Пермским моторам» заказчик двигателей — корпорация «Иркут». В ноябре на заводе был проведён плановый аудит, в ходе которого представителями «Иркута» проверялось выполнение договора по программе МС-21 применительно к двигательной установке ПД-14. По итогам оценки заказчик был удовлетворён результатами работы предприятия.

решетников

  Игорь Катаев

В течение 2016 года в условиях серийного производства на «Пермских моторах» собрано три новых двигателя. В настоящее время идёт комплектовка двигателя ПД-14 с порядковым номером 12. В соответствии с графиком его сборка запланирована на начало 2017 года.

Каждый из собранных пермяками двигателей предназначен для проверки определённых технических параметров. Так, в настоящее время на длительных испытаниях с имитацией нормального полётного цикла находится шестой изготовленный ПД-14. Двигатель с порядковым номером 07 после успешно проведённого прошлой осенью первого этапа лётных испытаний был снят с летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, разобран на «Пермских моторах» и исследован в АО «Авиадвигатель». После чего был собран повторно, прошёл стендовые испытания и 16 ноября вновь поднялся в воздух на крыле Ил-76ЛЛ.

Ещё один двигатель — восьмой — прошёл инженерные испытания на открытом испытательном стенде НПО «Сатурн», показав устойчивую работу в условиях бокового обдува. Там же проведены акустические испытания и проверка работоспособности реверса двигательной установки.

На высотном стенде ЦИАМа (Центральный институт авиационного моторостроения) в настоящее время испытывается ПД-14 под номером 10.

В 2016 году начата реконструкция испытательного стенда для ПД-14 — в сентябре на загородной испытательной станции был завершён монтаж силового портала нового стенда, сдача объекта запланирована на третий квартал 2017 года.

В этом году на «Пермских моторах» планируется собрать четыре новых двигателя, два из которых предназначены для проведения лётных сертификационных испытаний самолёта МС-21. Помимо сборок, в рамках проведения сертификационных испытаний на заводе будет осуществлено более 10 переборок ПД-14.

Управляющий директор — генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев сообщил в ходе визита губернатора о ходе лётных испытаний ПД-14.

Первый этап лётных испытаний был завершён в 2016 году, в данный момент заканчивается второй этап. «Немного не повезло с погодой — вы видели, что творилось в последнее время в Москве, больше двух недель мы не летали. Но сейчас испытания возобновились, и думаю, что до конца марта мы отлетаем второй этап. Наконец, уже собирается двигатель, который будет летать в третьем этапе испытаний, уже сертификационном», — рассказывает конструктор.

По словам Александра Иноземцева, сроки сертификации двигателя ПД-14 остаются неизменными. «Пока мы держимся за апрель 2018 года и валидацию в Европе в 2018 году», — заявляет генеральный конструктор.

Как рассказал Сергей Попов, визит врио губернатора на предприятия моторного конгломерата был ознакомительным.

Сергей Попов, управляющий директор АО «ОДК-Пермские моторы»:

— Мы не рассчитываем на то, что сразу после визита губернатора пройдёт «золотой дождь». Главное — установление контакта. «ОДК-Пермские моторы» — одно из крупнейших машиностроительных предприятий края, и контракт между предприятием и правительством края, безусловно, должен существовать. Мы работаем в интересах друг друга.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться