КРАЕВУЮ ПРОМПОЛИТИКУ «ЗАМОТАЛИ»
Пустующее с весны этого года кресло министра промышленности Пермского края на фоне полностью сформированного нового состава правительства, честно сказать, не было поводом для оживленных дискуссий в деловом сообществе. Некоторую интригу внесла утечка информации о предполагаемом назначении на эту «расстрельную» должность нынешнего заместителя министра Константина Писарева. И то только потому, что биография бывшего менеджера березниковского «Азота», а ныне чиновника оказалась неоднозначной. Но, как выяснилось в процессе опроса промышленников, причина отсутствия ажиотажа вокруг предстоящего назначения более глубока, нежели одиозная кандидатура конкретного претендента на этот пост.
Информация о том, что губернские власти могут доверить курирование всей пермской промышленности Константину Писареву, который исполняет сейчас обязанности министра, вызвала в деловых кругах неоднозначную реакцию. В том числе высказывается мнение, что это — «кошмар, так как главным по промышленности в Пермском крае может стать бывший «мелкий порученец» известного авторитетного березниковского предпринимателя в лихие 1990-е».
В ответ на просьбу прокомментировать такие заявления в отношении сотрудника краевого правительства губернатор Олег Чиркунов заявил, что прежде чем брать когото на работу, он запрашивает «объективку». На основании полученных данных у него не возникло сомнений в порядочности Писарева.
Руководитель одного из промышленных предприятий на условиях анонимности сообщил, что в случае назначения на должность Константина Писарева, аппарат министерства собирается… разбежаться, поскольку «невозможно работать с человеком, стиль управления которого основывается на принципе «Все болваны, всех работать научу».
Впрочем, большинство собеседников озабочены не столько персоной человека, который может стать министром промышленности, сколько политикой губернских властей в промышленной сфере.
Владимир АЛИКИН, заместитель генерального директора НПО «Вулкан»:— Я уже давно не делаю ставки на министров, исходя из опыта последних лет. Мы обращались в краевое правительство с проектами развития инновационного бизнеса. В результате ни технопарка, ни бизнесинкубаторов в крае не появилось. Затем безуспешно обращались с инновационными идеями к Валерию Середину. И уже практически утвердили план создания инновационного гипермаркета, где были сформулированы не только сама идея, но и технологии, у прежнего министра Владимира Церлюкевича, как он подал в отставку. Кадровая чехарда в чиновничьем аппарате ни к чему хорошему не ведет и не вызывает доверия. Подход к таким назначениям принципиально неправильный, поскольку в конечном счете все решают люди.Еще один источник на условиях конфиденциальности признался, что предприятия уже давно не обращают внимания не только на министров, но и на краевое правительство как таковое, поскольку не ощущают их реального присутствия в экономике региона.
Если мы говорим о промышленной политике региона, то должен быть координирующий орган, способный проконтролировать ее реализацию. В последнее время к управлению регионом приходят молодые ребята, хорошие, теорию знают, охотно повторяют слово «кластеры». Но как запустить эти «винтики» — не понимают. Чтобы кластер создать, нужно хорошо знать предприятия, их кооперационные связи. А иначе — сколько ни повторяй слово «халва», во рту слаще не станет. Когда приходят к управлению люди, не представляющие конкретных возможностей предприятий, а поэтому боящиеся идти на контакт с их руководителями, невозможно ничего скоординировать. Директора — самодостаточные люди. Чтобы с ними общаться на равных, нужно быть у них в авторитете. А у нас министры назначаются кулуарно, никто не знает и не понимает критериев, по которым подбираются такие назначенцы», — поясняет собеседник.
Эту мысль подтверждает первый заместитель председателя комитета по экономической политике и природопользованию краевого Законодательного собрания Виктор Кобелев. По его словам, министерство промышленности делалось «под Церлюкевича», а теперь создается впечатление, что губернатор просто «закрывает дырку» и демонстрирует тем самым, какое место отводится в крае промышленной политике, а также науке, инновационной деятельности, нанотехнологиям и прочим современным направлениям развития производства. «Впрочем, возможно, так происходит потому, что нет политической воли, и никто из «пром-генералов» не хочет занять эту должность и работать впустую», — делится своей версией депутат.
Большинство собеседников «Нового компаньона» сходятся во мнении, что ситуация с министром промышленности — прежде всего результат позиции руководства администрации губернатора. «На те направления, где губернатор видит бизнес, он ставит своих людей (к примеру, министр сельского хозяйства — Елена Гилязова, руководитель краевого департамента имущественных отношений — Елена Зырянова). В промышленном секторе он бизнеса просто не видит», — полагает Кобелев.
Индифферентное отношение крупного бизнеса к коллизиям, возникающим в кадровом составе краевого правительства, позволяет предположить, что крупные пермские предприятия живут сегодня на территории Пермского края автономно, как в подводной лодке. Руководители считают, что в последний раз можно было вести речь о наличии в Прикамье промышленной политики во времена губернатора Геннадия Игумнова.
«Тогда при непосредственном участии первого вицегубернатора Геннадия Тушнолобова был принят закон о промышленной политике в Пермской области, и он реально работал. В 19992000 годах от налогов в бюджет были освобождены лесники и легкая промышленность, которая к тому времени была практически «мертвой». И в результате она дала 200% роста. Тогда же освободили от налога на имущество новое оборудование. Проводился анализ, что дал этот закон предприятиям. Результаты были видны всем», — вспоминает Виктор Кобелев.
Игорь ГЛАДНЕВ, депутат Пермской городской думы, заместитель генерального директора ОАО «Минеральные удобрения»:— Мы говорим о необходимости интенсификации производства, которой невозможно достичь без привлечения кадров. А с ними — провал во всех направлениях. Конкретные отрасли, предприятия не должны замыкать эти проблемы на себе. Тем более что система профобразования практически разрушена. Единственный способ выхода из кризиса — через промышленную политику, стратегическую программу, которая должна быть в каждом субъекте Федерации, не говоря уже о Пермском крае с его богатейшими ресурсами.
Большая часть респондентов уверена, что у промышленной политики в Пермском крае пока нет никаких перспектив. Ее «замотали» в теоретических спорах между сторонниками кластерного и отраслевого подходов к разработке документа. Хотя словесная эквилибристика к самой промышленной политике никакого отношения не имеет. Она просто предполагает поддержку конкурентоспособных бизнесов на территории региона путем предоставления бюджетных преференций. «Даже если это будут не инновации, а просто производство деревянных дротиков для пигмеев», — говорит Виктор Кобелев.
Когда такой механизм, завязанный на власть, не действует, то вступают в силу другие. Рыночные или псевдорыночные. В любом случае люди начинают эту промышленную политику реализовывать самостоятельно, доступными для них средствами и в соответствии с собственным пониманием процессов.
Основа стратегического развития, в том числе, — инвестиционные программы, в которые входят различные отрасли и предприятия. Они должны действовать в рамках единой логики, чтобы достичь синергетического эффекта. Если мы говорим о том, что одна из главных задач сегодня — увеличение строительства жилья, то только привлечением инвесторов и подрядчиков ее не решить. Надо развивать на территории края необходимые для этого производственные и сырьевые мощности.
Мы обладаем уникальными ресурсами и возможностями в части производства. У нас есть машиностроение, химия, нефтепереработка, деревообработка. Даже просто природные ресурсы — ягоды и грибы. Все эти направления хозяйствования надо привести к некой единой промышленной логике.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.