Борис МИЛЬГРАМ:
ЗА ТРИ ГОДА МОЖНО ВСЕ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИТЬ

Поделиться
Без названия


  Сергей Копышко
newsko.ru

— Борис Леонидович, предложение губернатора возглавить краевое министерство культуры было для вас неожиданным?

— Для меня это было не просто неожиданно, а почти нереально.

Я хотел принимать участие в формировании культурной среды как один из деятелей культуры и всегда говорил об этом, но не собирался ничего возглавлять, и предложение губернатора меня несколько шокировало. Но когда шок прошел, я понял, почему он мне это предлагает. Губернатор сам хочет каких-то существенных изменений, а я могу быть полезен на этом поприще.

— Не смущает ли вас формальная, бюрократическая сторона вашей новой должности?

— Честно говоря, смущает. Меня вообще смущают должности. Когда я вступал в должность художественного руководителя театра, меня так же смущали связанные с ней формальные обязательства, текущие дела, вообще — текучка. Но, во-первых, я иду в министерство не за должностью — я иду туда, чтобы осуществить проекты, которые мне интересны. Во-вторых, я собираюсь прийти туда с командой, которая будет мне помогать. И, в-третьих, я рассчитываю пересмотреть формат министерства.

— И какого рода переформатирование предстоит министерству культуры?

— Мне кажется, что в его сегодняшнем виде оно довольно-таки бессмысленно. А мне бы хотелось, чтобы министерство культуры и вообще все, что связано с этим замечательным словом, приобрело совершенно ясный, отчетливый смысл — сначала для меня, потом для министерства и, наконец, для всех людей. Я представляю себе министерство культуры как креативную команду, как некий пропагандистский орган, который призывал бы нас к другой, лучшей жизни.

— Вы уже решили, кого возьмете в свою креативно-пропагандистскую команду?

— У меня будет два заместителя — Вероника Дукаревич и Александр Протасевич. Хотя, возможно, внутри министерства будет создано специальное агентство, и один из замов его возглавит.

Кроме того, я собираюсь пригласить к сотрудничеству всех значимых фигур нашего культурного пространства. Так, я рассчитываю на серьезную помощь Георгия Исаакяна — правда, пока не знаю, как это будет оформлено юридически. Я позвал Алексея Иванова, поскольку он не равнодушен к Перми и к Пермскому краю, и — самое главное — он разбирается в музейном деле. Я обратился к Ирине Филичкиной — у нее огромное количество идей. Я встретился с профессурой — философами, культурологами, социологами, и мне очень понравился Вячеслав Раков, который, я надеюсь, тоже к нам присоединится.

Я хочу поднять культурную общественность с тем, чтобы она участвовала в формировании идеологии нашего культурного пространства.

— То есть теперь представители культурной общественности уже не смогут попенять властям на то, что все опять решили без них?

— Недовольные найдутся всегда. Общаться с властью не так просто. Мы все время ждем от нее абсолютного знания, которым она, естественно, не обладает.

Очень у многих людей, особенно у культурных деятелей, есть претензии к власти. Я предлагаю не отделяться от нее, не стоять на другом берегу, говоря: «Власть нас не слышит». Я предлагаю оставить эти претензии и сказать: «Власть — это, в том числе, и мы».

— Став частью властной структуры, останетесь ли вы частью театра «Театр»? Сможете ли вы совмещать госслужбу и художественную деятельность?

— Проведя четыре года в Перми внутри театра и пытаясь достигнуть каких-то результатов, я увидел: для того чтобы театр мог развиваться дальше, нужно менять пространство вокруг него. Поэтому, можно сказать, что во многом посыл идти на работу в министерство исходил от театра. И конечно, я не могу театр бросить. Пока я буду госслужащим, я не смогу управлять им, но думаю, что смогу вести его художественно.

— Как вы собираетесь поступить с теми программами министерства, которые были запущены до вас, например, с программой «Центры культуры Пермского края»?

— Если честно, мне не интересна ни одна из действующих программ. При этом я убежден, что их не нужно отменять — нужно вводить новые. А для того чтобы понять, каким должно быть это новое, необходимо выделить некую отправную точку в каждом из населенных пунктов края — природную, географическую, культурную, властную — и уже от нее начать раскручивать смыслы. Как мне кажется, это единственный способ прояснить вопросы, которые до сих пор оставались без ответа.

— Какие вопросы, например?

— Например, в чем беда с галереей? Сейчас в народе и в СМИ эту тему интенсивно переживают и ищут, кого призвать к ответу. Отвечаю: у галереи была потребность переехать. Начались поиски места. Место, в конце концов, нашлось, и вроде бы неплохое. Но почему именно это, ведь есть еще десятки мест? Потому что красиво? Это может быть ответом, но этого недостаточно. Итак, найдена площадка. Дальше надо мучительно сочинять проект. Объявлен конкурс, выигрывает здание. Оно красиво? Вполне. Но опять же, почему именно это? И наконец, главный вопрос: что такое вообще наши музеи? Где они, какие они?

Краевой музей, по потребности, был в срочном порядке переведен в Дом Мешкова. Дело сделано, все вздохнули с облегчением. Но почему Дом Мешкова? Потому что красиво? Потому что нужно было срочно куда-то переехать? Вообще, зачем нам нужен краевой музей? Просто по инерции, потому, что так принято, или это действительно интересный музей и его можно дальше сочинять, потому, что нам есть что показать и у нас невероятная история?

Если мы поймем, какие нам нужны музеи и зачем, нам станет ясно, где они должны находиться. Я убежден, что последовательность должна быть именно такой. Отталкиваться нужно не от сиюминутной потребности, а от понимания.

— То есть все, что нужно — это понять суть, а остальное приложится?

— Конечно. И понять суть не так сложно. Сложнее ее сформулировать, оформить, дать ответ.

— Сформулируйте, пожалуйста, в чем суть переименования улиц, которое вы намерены осуществить?

— Суть в том, чтобы вернуть нашему городу смыслы, которые были в него заложены.

Когда-то все улицы вдоль Камы были путями к храмам и носили соответствующие имена. Многие из этих храмов сейчас разрушены, но если восстановить дороги к ним, возможно, и храмы появятся. Улицы, ведущие к Каме, изначально носили названия городов, входящих в Пермскую губернию. Разве это не замечательно?

Высказываются опасения, что пермские коммунисты будут переживать по поводу упразднения коммунистических названий. Но ведь названия можно и не упразднять. Давайте перенесем их на улицы, построенные в советское время. Например, улицей Ленина может называться проспект Парковый, ведь Парковый — необязательное название, с тем же успехом он мог бы называться Лесным или Черняевским, а нас интересует судьба тех названий, которые исходят из исторической логики города.

Когда-то советская власть переименовала улицы, а сегодняшняя власть в лице губернатора мечтает о том, чтобы улицам были возвращены их названия, но принимать конкретных решений он не собирается, потому что, по его мнению, это должен сделать народ. Для того чтобы узнать мнение народа, мы опубликуем карту со старыми наименованиями и пояснениями к ним и проанализируем высказывания горожан по этому поводу.

— Год назад краевое министерство культуры заказало нижегородским социологам исследование культурного пространства Перми с тем, чтобы выявить ожидания пермяков. На основе этого исследования была разработана концепция культурного развития города, а также ряд проектов — например, музей «Город-Завод». По какой-то причине результаты этой работы легли в стол. Вы планируете их оттуда извлечь?

— Я знаком с этим исследованием. Собственно социологическая его часть мне понравилась. Проекты не то чтобы не понравились, но их может быть миллион: я уверен, что каждый пермяк мог бы предложить свой. Нужно понять идеологию нашего культурного пространства и уже исходя из этого разрабатывать проекты. И результаты соцопросов, конечно, помогают приблизиться к ответу.

Когда те же нижегородские специалисты проводили исследование по заказу театра «Театр», вскрылось множество интересных вещей. Например, выяснилось, что основным предметом гордости пермяков является река Кама. При этом Каму мы не видим, потому что она спрятана от города и у нас нет к ней доступа: правый берег, где река видна, не обжит, а на левом берегу мы «отрезаны» от нее горой, железной дорогой, портом, заводами...

Помимо Камы, кстати, пермяки гордятся еще художественной галереей, Театром оперы и балета и Театром драмы. Я, конечно, был счастлив, что Театр драмы попал в этот список, но вы понимаете — какой перекос! В том же Нижнем про театры никто ничего не знает, впрочем, там они действительно неинтересные с содержательной точки зрения. Зато там есть Кремль, Ярмарка, Волга, набережная... А у нас городского ландшафта нет. Нет в том виде, который можно было бы присвоить в чувстве и сказать: я люблю этот город. Прекрасно, что у нас есть галерея и оперный театр, но этого недостаточно для того, чтобы самоидентифицировать себя внутри города, стать его частью.

— Вам понадобилось четыре года, чтобы преобразовать Театр драмы в театр «Театр», придав ему новую форму и наполнив его новым содержанием. Сколько времени, по-вашему, займет культурная трансформация города?

— Для этого нужно не так много времени, как кажется. Я думаю, что в течение года мы оформим идеологический проект. А дальше, если этот проект будет успешно запущен, если мы будем активно работать с отделами культуры всех городов края, я думаю, что за три года можно очень существенно все изменить. Просто кардинально.

— И когда все, наконец, кардинально изменится, вы продолжите карьеру чиновника или вернетесь в театр?

— Я не думаю, что буду во власти долго. Все-таки, в первую очередь, я режиссер. Во мне нет желания и пафоса руководить культурным пространством — мне хочется внести в него смысл. Ведь и спектакли я ставлю не для того, чтобы самовыразиться или кого-то удивить, а для того, чтобы проявить какие-то смыслы, которые мне видятся, слышатся и — как мне кажется — задевают не только меня.

Алексей ИВАНОВ, писатель:

— Я не против сотрудничества с Борисом Мильграмом, но — на определенных условиях, которые мне пока не хотелось бы обсуждать в прессе.

Георгий ИСААКЯН, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета:

— Я полагаю, что о формах моего сотрудничества с Борисом Мильграмом говорить пока рано. Все находится на стадии обсуждения.

Вячеслав РАКОВ, культуролог, преподаватель Пермского госуниверситета:

— Я рад, что министром культуры, наконец, станет человек культуры, знающий сферу изнутри, а не чиновник. Кроме того, мне кажется, что настало время, когда пора включать воображение, а у Мильграма оно, безусловно есть. Еще хорошо, что Борис Леонидович предлагает нам некую стратегию — до сих пор власти действовали без стратегии и даже без тактики, то есть автоматически. Те идеи Мильграма, с которыми я знаком, мне нравятся. Я согласен с тем, что городу не хватает структуры, что он «расползается». Мне кажется, что в Перми необходимо создать исторический центр, тихое место, где мы сможем медитировать над нашим прошлым: это ось от Церкви всех святых на улице Тихой до Усть-Егошихи и Петропавовского собора. Для этого необходимо спасти район Разгуляя от застроек, обустроить Егошихинский лог — у меня есть идеи, как это можно сделать. И если я могу быть полезным Мильграму в этом смысле — я помогу.

— Я не против сотрудничества с Борисом Мильграмом, но — на определенных условиях, которые мне пока не хотелось бы обсуждать в прессе.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться