…ПО ВОЗВРАЩЕНИИ НА РОДИНУ

Поделиться
Без названия


  Сергей Копышко
newsko.ru

Фотоколлаж «Эра милосердия» за последнее время стал, возможно, самой известной работой современного российского арт‑процесса. В первую очередь благодаря известному высказыванию о ней теперь уже бывшего министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова, который минувшей осенью назвал «Эру милосердия», известную также как «Целующиеся милиционеры», «эротическими картинками», а выставку «Соц‑арт. Политическое искусство России с 1972 года до наших дней», показанную сначала в рамках 2‑й Московской биеннале современного искусства, а затем и в Париже, «позором для России». Авторы «Эры милосердия» — художники из дуэта «Синие носы» Александр Шабуров из Екатеринбурга и Вячеслав Мизин из Новосибирска.

В конце апреля Александр Шабуров побывал в Перми. Цель его визита — исключительно коммуникативная: участие в «круглом столе» с пермскими коллекционерами, искусствоведами, художниками, галеристами. В общем, с теми, кто по разным причинам постоянно или время от времени пребывает в ареале современного искусства либо попросту имеет, что называется, вопросы по теме.

Тематический эпицентр дискуссии во время «круглого стола» вертелся вокруг вопросов о том, что именовать новым андеграундом в искусстве и каким образом медиа-иллюзии, создаваемые СМИ по поводу современного искусства, участвуют в его легитимизации и конвертируемости, причем не только в символическом смысле, но и в реальном, финансовом.

Тезис, вынесенный Александром Шабуровым в связи с первой темой, таков: андеграунд — это своего рода страусиная позиция. Между тем сегодня для того, чтобы быть в оппозиции к чему бы то ни было, необязательно засовывать голову в песок. Андеграунд — это слово из другой исторической эпохи, предполагающей жесткий идеологический контроль за искусством и авторитарную позицию властей. К сегодняшним же реалиям оно мало применимо. Хотя, упомянул Шабуров, самый частый вопрос, который задают ему журналисты на Западе, это «что с вами будет по возвращении на родину?»

У «Синих носов» — популистская позиция по отношению к искусству. Один из самых часто упоминаемых слоганов в связи с этой художественной группой заключается в том, что искусство должно быть понятно и пионеру, и пенсионеру. Потому что основной метод «Синих носов» — работа с доступными для понимания, далеко не «высоколобыми» эстетиками: эстетикой «кухонного» быта и эстетикой «медийности», которая, по мнению Шабурова, проникла в нашу повседневность настолько, что «говорящие головы» порой становятся частью нашей жизни в большей степени, чем родственники, друзья и знакомые.

Соединив два разных эстетических стереотипа, «Синие носы» создали «Эру милосердия». На драматически-буколически-фольклорном фоне из березок вместо влюбленной парочки — персонажи из милицейских сериалов, да еще и целующиеся. Подобные работы, упоминает Шабуров, правда, без березок, существуют в британском и американском вариантах.

Как поясняет художник, российские «Целующиеся милиционеры» не поехали в Париж исключительно по техническим рабочим причинам. Осуществлялся обычный процесс подготовки выставки: Третьяковская галерея оформляла документы на вывоз экспонатов в государственных культурных ведомствах, которые, в свою очередь, делали рекомендации относительно того, что включать в экспозицию, а что нет. «Понятно, что никакой официальной цензуры нет, но при формировании выставки государственного музея чиновники по разным причинам перестраховываются», — говорит Александр Шабуров. Поэтому «Третьяковка» сняла ряд экспонатов, несмотря на то что выставки «Синих носов» проходят за рубежом в большом количестве и никакого скандального эффекта, в общем-то, не производят. Как замечает художник, обычно вопросы по поводу списка произведений, составляющих выставку той или иной галереи, решаются кулуарно. Но в случае с вывозом в Париж «Соц-арта» министр Александр Соколов, по словам Шабурова, решил публично «отчитать» культурные ведомства и выразить свое отношение к некоторым работам. В результате его реплика по поводу «эротических картинок», кочующая из одного СМИ в другое, обеспечила «Милицонерам» своеобразный пиар.

Как верно заметил Александр Шабуров, работы художника не станут лучше, если в СМИ возникнет по их поводу скандал. «Целующиеся милиционеры», возможно, и не стали лучше, но популярности своим авторам явно добавили.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться