«КАРИКАТУРА — ЭТО АНЕКДОТ БЕЗ СЛОВ»
Каждый раз 1 апреля члены Пермского клуба карикатуристов «ПеКари» высокохудожественно смеются, выставляя свои лучшие работы за весь год. На этот раз их выставочной площадкой стала «Гид‑галерея» в кинотеатре «Премьер». Открывали первоапрельскую выставку дважды — утром, когда, похоже, все было серьезно, и вечером, когда на открытие пришли только лишь трое самих «ПеКарей» — Алексей Кивокурцев, Юрий Щелконогов, Михаил Пермяков – и один журналист… В результате получилось интервью с Алексеем Кивокурцевым, который на собственных произведениях подписывается исключительно как «Леха‑ха».
— Алексей, у вас очень подходящий к жанру карикатуры псевдоним...
— Правда, некоторые любители карикатур принимают подпись «Леха-ха» за иероглифы. Одно время я пытался писать ее латиницей, но тут же начались проблемы с русским зрителем, который читал подпись как «Лена-на».
— Чаще всего карикатура напоминает рисунок на полях, не представляющий собой особой художественной ценности. К чему сводится искусство карикатуриста и что для карикатуриста самое сложное?
— Веселые рисунки сопровождают человечество постоянно. Даже в наскальных рисунках древних людей были карикатуры. И если художник – это зеркало общества, то, наверное, карикатурист – это кривое зеркало. Основная задача карикатуры — психологическая: снятие эмоционального напряжения в обществе. Не зря же в России были петрушки, а при королях – шуты... Известны ведь случаи в истории, когда с помощью юмора предотвращались кровопролития. Классик жанра украинец Владимир Казаневский считает, что карикатура – это детский рисунок, но по-взрослому. Я же сравниваю карикатуру с анекдотом без слов. На мой взгляд, самое сложное и обидное для карикатуриста – это когда ты рассказал свой взрослый анекдот, и никто не понял, не засмеялся. Вообще, когда люди не «ловят ха-ха», это самое страшное для карикатуриста. Споры относительно того, к чему сводится искусство карикатуры, ведутся давно. На мой взгляд, самым главным в карикатуре является мысль. А сочетание мысли с понятной графикой – это высший пилотаж. Кстати, в советское время карикатура относилась к разделу проблемной графики.
— Где вы собираете «карикатурный» материал?
— Точное место сбора материала не скажу: это секрет. Но заряд (или творческий пинок) мы с коллегами получаем на сборах карикатуристов. Например, во Франции на фестивале в городе Сент-Жюст-Ле-Мартель, где можно увидеть карикатуристов со всего мира. Вот там и заряжаемся друг от друга на весь год. А что касается сюжетов, то любая ситуация, непридуманная, реальная история в исполнении веселого художника может стать карикатурной.
— Создается такое впечатление, что основной компонент «профпригодности» для карикатуриста – это хорошее чувство юмора. Может ли простой смертный без специальной подготовки стать карикатуристом?
— Карикатура отличается от других жанров искусства тем, что это – самый демократичный жанр. Для него не нужно иметь специальных навыков. Мне известны имена многих великих карикатуристов, у которых не было специального образования. У них было огромное чувство юмора. Они, как дети, рисовали душой. Правда, чтобы рисовать карикатуры, кроме чувства юмора нужна еще и фантазия. Но главное – любовь и еще раз любовь к людям, ведь карикатурист — это шут, вселяющий в людей радость. Так что, если вы готовы – дерзайте!
— Как по-вашему, чего не оказалось у представителей исламского мира в знаменитом скандале с карикатурами на пророка Мухаммеда?
— Я знаю много карикатуристов из Ирана, из Ирака, из Турции. Так что могу сказать точно: с чувством юмора у них все в порядке. Мне кажется, что все эти скандалы связаны с большой политикой, «пиаром» или деньгами. Я видел эту датскую карикатуру – ничего сверхъестественного: стоит человек в чалме с пририсованным к ней бикфордовым шнуром. Получился этакий человек-бомба. И кто решил, что это именно Мухаммед? В исламском мире все более однозначно: например, недавно в Турции проходил конкурс карикатуристов на тему «Адам и Ева»… Никто же скандалов не устраивает по этому поводу. Вообще, думаю, что террор и религия — вещи, друг с другом не связанные, и представители любой религии – это, прежде всего, люди, которые хотят мира. К примеру, когда я говорил с карикатуристами из Ирана, они подчеркивали, что терроризм не имеет национальных признаков.
— А есть ли национальные черты у юмора?
— Пожалуй, да. Русские, например, любят смеяться друг над другом и над собой. У европейцев очень много юмора «ниже пояса». Что касается Ирана, то я точно знаю, что не буду высылать на карикатурный конкурс в эту страну рисунки с обнаженными женщинами. Очень смешливые люди – кубинцы. Юмор у них с подковыркой: каждая шутка имеет неожиданное продолжение. Сюжет же традиционной мексиканской шутки «вертится» вокруг положительного и отрицательного персонажей, которые непрерывно меняются ролями…
— А американский юмор?
— Каков типичный американский юмор? Сомневаюсь, что можно говорить о чем-то чисто американском. Скажу только, что русские корни в американском юморе очевидны. Например, национальный американский мультик про Симпсонов рисовал русский художник. Кстати, дети всех стран реагируют на смешное одинаково.
— А если нет чувства юмора? Что это — ошибка воспитания или неизлечимый недуг?
— Думаю, что чаще всего человек прячет свое чувство юмора из-за боязни не соответствовать собственной социальной позиции. Согласитесь, не каждый чиновник позволит над собой шутить. Происходит так, скорее всего, от страха быть непонятым. Возможно, потому, что полагает, будто смех – нечто несерьезное и не соответствующее его статусу. Хотя не секрет, что чувство юмора помогает и в самой серьезной работе, да и вообще – существовать в нашей полосатой жизни. Вспомните фразу из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Серьезное лицо — это еще не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица. Так что улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.