«ПОРНОГРАФИЯ» В ГАЛЕРЕЕ
Владелец коллекции Игорь Маркин и директор «Art4.ru» Генри Ясас исповедуют концепцию музея-события
Администратор
newsko.ru
Пресс-конференция перед открытием выставки «Сорок первых» в Пермской государственной художественной галерее оказалась интереснее самого вернисажа. Продолжалась она полтора часа, во время которых общение с московским галеристом Игорем Маркиным плавно перешло в авторскую экскурсию по экспозиции. Само общение при этом никак нельзя было назвать «плавным»: впервые, наверное, в истории галереи московские гости подверглись перекрестному «обстрелу» со стороны пермских искусствоведов, многие из которых были оскорблены в лучших чувствах и самой выставкой, и высказываниями людей, ее организовавших.
«Сорок первых» — экспозиция знаковых работ из собрания московского частного музея «Art4.ru», который имеет дело только с произведениями актуального искусства. Это для него первые «выездные гастроли», и неудивительно, что в Пермь прибыли и владелец коллекции Игорь Маркин, и директор его музея Генри Ясас, оказавшиеся на удивление молодыми, очень общительными и, несмотря на некоторую бескомпромиссность высказываний, в общем, никакими не провокаторами.
Маркин и Ясас исповедуют концепцию музея-события. По их словам, современный музей должен занимать достойное место в нише энтертейнмента, конкурируя с ночными клубами и кинотеатрами. У каждого музея должна быть своя тусовка, свои фанаты. А какие же фанаты без «звезд»? Поэтому Игорь Маркин работает только со «звездами», героями Венецианского биеннале и рекордсменами аукционов. При этом «новый Третьяков» абсолютно уверен, что ценность произведения искусства определяется его денежным эквивалентом. Если картины Джексона Поллока дороже, чем картины Шишкина, значит, Поллок как художник лучше Шишкина.
Маркин говорит об этом очень просто, без всякой запальчивости, и поэтому в его словах чувствуется определенный резон. Действительно, мировой масштаб русское искусство приобрело только с появлением первого авангарда — того же Малевича. И до сих пор именно авангард, актуальное искусство составляет гордость России на мировых выставочных площадках.
При этом Маркин вовсе не отрицает достижений прежних поколений и художественных школ. Свою речь на вернисаже он начал с выражения восхищения коллекцией Пермской галереи, по отношению к которой коллекция «Art4.ru» является своего рода продолжением: ведь собрание пермской галереи заканчивается на 1980-х годах.
Несмотря на всю толерантность москвичей, их точка зрения вызвала у пермских искусствоведов желание ее опровергнуть. За традиционное, классическое искусство яростно вступилась Тамара Шматенок, заведующая отделом искусства ХХ века. Ее словесный поединок с Маркиным стал еще одним «аттракционом» на вернисаже. Закончилось все это самым неожиданным образом. Кто-то из москвичей, уже покидая выставочный зал, произнес задумчиво: «Классная тетенька. Интересно, сколько ей заплатили?»
Как считают в музее «Art4.ru», для искусства нет ничего лучше, чем скандал. Если его нет, надо обязательно организовать.
Что же такого скандального в актуальном искусстве? После просмотра выставки «Сорок первых» многое становится понятным. Вообще, несмотря на слова Маркина о том, что картины подбирались «от балды», экспозиция весьма представительна. Как ясно из названия, в ней собрано 40 работ, каждая из которых является высочайшим достижением актуального искусства. После знакомства с выставкой постулаты, принципы, смысл актуального искусства становятся гораздо понятнее. К тому же отобранные работы весьма показательны по отношению к творчеству каждого из художников.
В первую очередь Игорь Маркин обратил внимание гостей на гордость свой коллекции — «трех китов» актуального российского искусства: Илью Кабакова, Олега Васильева и Эрика Булатова. Они были однокурсниками в Суриковском училище, примерно одновременно покинули Россию…
Маркин был одним из первых русских покупателей Васильева, специально приезжал за картинами к нему в Париж. Сейчас живописные работы этого художника стоят не менее $1 млн. В Перми показана его картина «Тишина», относящаяся к жанру абстрактного пейзажа. Васильеву удалось буквально нарисовать тишину.
Творчество Эрика Булатова представлено большим полотном «Моцарт», раскрывающим особые отношения этого художника с пространством. А от Ильи Кабакова достался фрагмент большой инсталляции «Сарай моего дедушки»: классическая деревянная табуретка, под которой расположился маленький город, над которым летит светящийся ангелочек.
Разумеется, не обошлось и без работ скандальнейших из современных художников — Олега Кулика, Влада Монро и группы «Синие носы». Подведя журналистов к «Целующимся милиционерам», Игорь Маркин сообщил, что министр культуры РФ Александр Соколов сделал этому фотопостеру наилучшую рекламу, когда назвал его «порнографией».
Впрочем, среди привезенных москвичами работ есть вещи и покруче «Милиционеров». Четыре работы оказались слишком остры для галерейских стен, и они разместились в частной галерее Green Art.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.