СОВЕТСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ ПО АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЕ

Поделиться

  newsko.ru

По словам экс-сенатора, роман в смысловом плане значительно шире фильма. Он — о до- и послеперестроечном времени, о людях, которые оказались в обстоятельствах, заданных историей, о будущем России. Фильм же — это, прежде всего, история о любви с элементами политического детектива. Съемки «Ностальгии…» производились в 2006 году в Соликамске, Москве и Нью-Йорке.

Сюжетная канва «плетется» вокруг главного героя — предпринимателя Виктора Найденова — и дробится на две части.

Первая часть — про старшеклассника Витю (Денис Васильев), влюбленного в Настю (Мария Андреева). Он поет для нее романсы, читает ей стихи, гуляет с нею на фоне «есенинских» березок и предлагает пожениться. Настя, которая не то чтобы не согласна, просто ей нужно «подготовить бабушку», в итоге уезжает от Вити, потому что не хочет быть ему обузой: врачи обнаружили у нее неизлечимую болезнь. Витя в растерянности садится на бережок и — мгновенно взрослеет, превращается в предпринимателя Виктора Найденова (Павел Новиков).

В таком же — бодром — тоне продолжается история с временным пробелом в энное число лет. У Найденова и завод справный, и друзья надежные, и перспективы. Одно только плохо у уральского предпринимателя — не женат. Помнит вчерашний мальчик Витя свою юношескую любовь и остается ей верен. Вот таким добрым молодцем отправляется он в США на конференцию и встречает там переводчицу Марину (ее тоже играет Мария Андреева), которая как две капли воды похожа на его возлюбленную. Выясняется, что Марина — дочь Насти (Ольга Кабо), которая вышла замуж за врача (Борис Невзоров), который увез ее в США, где профинансировал исцеление.

Виктор Найденов — конструкция нарочито архетипическая, сочетающая в себе образ и смекалистого русского мужика, и богатыря, и в чем-то даже простодушного Иванушки­дурачка. «Фольклорность» в «Ностальгии по будущему» подкрепляется спонтанно возникающими собственно киношными ассоциациями с использованием средств из того же культурно­семантического поля: вот предприниматель и заводчик Найденов с патетической интонацией Александра Невского из одноименного фильма Сергея Эйзенштейна отказывается от того, чтобы американский «дядюшка Сэм» оплачивал ему заграничную командировку. Сцена с подтекстом типа «кто с мечом к нам придет…»

Впрочем, архетипика, составляющая смысловой каркас «Ностальгии по будущему», рядится в этом фильме в одежды недавнего советского прошлого. Особенно в первой части фильма, повествующей о юности главного героя. Хотя и не всегда с достаточной степенью дистанции, чтобы принять это за стилизацию, знак доперестроечной эпохи. Некоторые сцены отдают сиропом «совковой бодрости» настолько, что актерам перестаешь верить. И дело тут, возможно, и не в них, а в зрительских иммунитете, в абсолютном слухе, который за последний десяток с лишним лет выработался по отношению к идеологической фальши всех разновидностей.

Причудливым образом во второй части фильма, когда действие переносится из соликамских просторов в нью-¬йоркскую урбанистичность, ловишь себя на мысли, что линия жизни Виктора Найденова весь фильм двигалась по траектории, заданной идеей американской мечты: мальчик из уральской глуши оказался на престижном мероприятии в США в качестве одной из ключевых фигур.

Американский ландшафт, кстати, моментально меняет поведение героя. Из героя русской былины Виктор Найденов превращается в голливудского супермена: голыми руками он укладывает на лопатки нью-йоркскую шпану и возвращает себе украденные ими вещи.

Все это рождает вопрос о том, ностальгия по какому будущему зашифрована в названии. Почему­-то первое, что приходит в голову в связи с картиной, — по «светлому будущему». И дело тут не только в советской риторике, которая, по фильму, оказывается ведущей и в каком-то смысле органичной идее американской мечты. Дело в том, какой путь выбрать, чтобы прийти к желаемому будущему. Найденов, как продукт времени, как персонифицированная Россия, пребывающая на пересечении трех дорог: исконно русской, просоветской и проамериканской, — озвучивает на американской конференции необходимость поиска самостоятельного, уникального российского пути.

Впрочем, автор сценария к фильму «Ностальгия по будущему» Виктор Добросоцкий объясняет название как тоску каждого человека по счастью. Эпиграф к роману — «Чтобы создать будущее, надо его придумать».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться