Дмитрий Михеенко

корреспондент

Объединение понарошку

Зачем Минэкономразвития предлагает создавать в России макрорегионы?

Поделиться

Минэкономразвития России разработало проект Стратегии пространственного развития страны до 2030 года. В документе прописано, что для получения «синергетического эффекта» необходимо создать новые административно-территориальные единицы — макрорегионы. Проще говоря, предлагается объединить некоторые существующие субъекты Федерации по экономическому принципу, чтобы более сильные регионы оказывали поддержку дотационным, умело реализуя экономический потенциал последних. Эксперты считают, что ни к чему хорошему это предложение «кабинетных» учёных привести не может.

Пермский Драматический театр

  Государственный архив Пермского края

Равнение на лидеров

Причиной появления Стратегии пространственного развития России до 2030 года стало неуклонное сокращение численности населения в территориях, его старение и концентрация экономически активной части наших граждан в крупных агломерациях. В связи с этим авторы документа предложили создать так называемые макрорегионы, которые будут осуществлять «долгосрочные мегапроекты межрегионального сотрудничества, способствующие встраиванию России в систему мировых хозяйственных связей».

В Минэкономразвития полагают, что дальнейшее развитие страны неуклонно ведёт к ещё большему разрыву между экономически депрессивными территориями и концентрации населения страны в центральной её части либо же в других крупных центрах. Что, собственно, и происходит. Поэтому предполагается сделать ставку на лидеров экономического развития, то есть на те регионы, где всё благополучно и население естественным образом выбирает их как среду обитания. К этим регионам-лидерам планируется присоединить отстающие субъекты Федерации.

Впрочем, авторы Стратегии оговариваются, что это не единственно возможный путь развития. Можно сохранить существующие регионы, если будет доказана их самодостаточность или уникальность в плане традиций, культуры или каких-то общественных институций.

Создание макрорегионов также возможно и без стирания существующих границ между субъектами, а на основе чисто экономического партнёрства. Это, по мнению авторов документа, можно сравнить с созданием федеральных округов России, когда в 2000 году на карте страны появились Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный ФО. Они не лишают регионы собственной административной независимости, но объединяют единым полпредством для эффективности управления.

Удмурты, вятичи или коми

Разговоры о том, что Пермский край неплохо объединить с каким-нибудь соседним регионом, ведутся уже достаточно давно. Так, например, в апреле минувшего года первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников предложил объединить Пермский край со Свердловской и Томской областями. «Понятно, что Пермский край и Свердловская область образуют единый конгломерат — в него же возможно вхождение Томской области», — сказал Калашников.

К этому заявлению можно было бы отнестись серьёзно, если бы не одно обстоятельство. Если Пермский край и Свердловская область граничат, то Свердловская область и Томская — нет. Более того, между Екатеринбургом и Томском без малого 1857 км.

Обсуждалась и идея объединения Пермского края с Кировской областью. Благодатная почва для этих разговоров появилась после того, как кресло губернатора в Кирове занял пермяк Никита Белых. Масла в огонь подлил известный галерист, автор пермского культурного проекта Марат Гельман, написавший в своём блоге: «Пермский край, Удмуртию и Кировскую область объединят в один субъект Федерации. Видел бумажку с предлагаемым графиком референдумов».

Перед прошлогодними выборами в Государственную думу тогдашний глава Перми, а ныне депутат Госдумы Игорь Сапко сделал ещё одно сенсационное заявление: «Я считаю правильным, взвешенным и логичным решение объединить территории Удмуртии и Пермского края. Мы объединены социально-экономическими, культурными, этническими связями. Наши города создавались как заводские посёлки, которые в дальнейшем выросли в промышленные города, и сегодня промышленность является основой экономики и определяет динамику развития наших территорий».

Впрочем, позже Сапко уточнил, что имел в виду всего лишь объединение регионов в плане усиления экономических и прочих связей. Хотя жители Чайковского, к примеру, уже начали надеяться, что им наконец-то не придётся преодолевать часовой барьер при поездке в соседний Воткинск на работу.

Кроме того, велись разговоры о том, что неплохо бы объединить с Пермским краем вымирающую Республику Коми по аналогии с объединением в 2005 году Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край.

Разговоры без исследования

Заведующая кафедрой архитектуры и урбанистики Пермского национального исследовательского политехнического университета Светлана Максимова считает, что прежде чем объединять субъекты в макрорегионы, необходимо провести серьёзное исследование.

«К примеру, если объединить нас со Свердловской областью, то важно понять: что стоит за этим объединением? Каких-то агломерационных процессов нет — у нас даже трассу нормальную построить между городами не могут. Никаких устойчивых экономических связей между нашими регионами тоже нет. Мне кажется, за этим стоят какие-то политические игры», — считает эксперт.

По мнению Максимовой, если объединение регионов произойдёт, оно будет в пользу сильного центра, что в худшую сторону отразится на малых городах с численностью населения 100—200 тыс. человек. Это неминуемо приведёт к «высасыванию» ещё большего количества ресурсов в столицу вновь созданного региона.

«Это предложение не подкреплено нормальными исследованиями, не обсуждалось с профессиональным сообществом, с общественностью. Я участвовала в разработке стратегии развития Екатеринбурга и не слышала, чтобы они хотели с кем-то объединяться. Я читаю много специализированной литературы, но нигде никогда не встречала исследований, что Пермскому краю необходимо объединиться с Удмуртией или со Свердловской областью. В чём суть объединения? Только в том, чтобы сократить расходы на административный ресурс? Но, как бы мы ни относились к администрациям, — это всё равно рабочие места. И Пермь как город-миллионник — всё равно административный центр со своей экономической базой. Поэтому если у нас уберут административные функции, мы умрём как город-милионник», — говорит эксперт.

Что касается Удмуртии, то Светлана Максимова также не видит никаких общих культурных, образовательных, социальных, экономических связей, которые бы объединяли наши регионы. «Если, допустим, мы включим Удмуртию в состав Пермского края, что у нас изменится кроме того, что мы лишим целую республику собственного бюджета?» — рассуждает она.

«Мы уже имели опыт объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. И опыт этот негативный. Территория потеряла очень много. Кудымкар сегодня депрессивная территория. А корни этой проблемы кроются опять же в недостаточности исследований», — говорит Светлана Максимова.

По словам эксперта, сейчас в Европе формируется агломерация городов Любляны, Вены и Братиславы. Этот треугольник объединяет разные страны. Между городами идёт обмен товарами, стёрты границы: можно, к примеру, работать в Братиславе, а жить в Вене и так далее. Но при этом никто не пытается сделать эту агломерацию отдельным государством.

«Да, это отдельный экономический регион в границах трёх суверенных государств, но никто не собирается выделять из каждой страны по куску, чтобы юридически оформить этот регион», — резюмирует Максимова.

Предложение «кабинетных» учёных

Сегодня, по словам экс-министра региональной и национальной политики РФ, доктора экономических наук Евгения Сапиро, специалисты по регионалистике выделяют 12 экономических макрорегионов России. Например, есть Центральный, к которому относятся Москва, Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Костромская, Ивановская, Брянская области. Среди макрорегионов есть федеральные округа, есть просто субъекты — например, стоящая «особняком» Калининградская область. УТОЧНИТЬ!!!!

«Я вижу лишь одного выгодополучателя от создания ещё одной группы макрорегионов — это федеральные органы государственного управления, которым придётся иметь дело не с 80, а примерно с 40—50 субъектами управления. Но и эта выгода не очевидна. Предложить создать эти макрорегионы могли лишь «кабинетные» специалисты, не имеющие опыта управления российскими регионами. Для типичного субъекта характерны огромные площади, растянутые коммуникации, разбросанность административно-территориальных единиц, низкая концентрация населения. Например, Пермский край имеет восемь городских округов и 40 муниципальных районов. За семь лет работы в органах областного управления я при всём желании так и не смог побывать во всех этих 48 «точках». Это характерно не только для руководителей высокого ранга, но и для рядовых чиновников», — говорит Евгений Сапиро.

По мнению учёного, при объединении Пермского края со Свердловской и Кировской областями, Удмуртией или Республикой Коми управляемость таким регионом будет затруднена в геометрической прогрессии.

«Да и жители отдалённых от краевого (областного) центра населённых пунктов зачастую считают более родной «чужую», но близкую столицу. Я об этом не раз слышал от жителей Чайковского, чаще бывающих в Ижевске, чем в Перми», — добавляет Сапиро.

По его словам, идеальная нарезка субъектов Федерации предполагает относительное выравнивание бюджетных возможностей всех регионов. С этой целью, например, можно забрать у «богатых» свердловчан Каменск-Уральский и отдать «бедным» курганцам, или тот же Чайковский присоединить к Удмуртии. Но этому, по мнению учёного, препятствуют много факторов: география, традиции. Но самое главное — сегодняшний донор завтра может стать дотационным, и наоборот.

Такого же мнения придерживается и министр территориального развития Пермского края Роман Кокшаров, заявивший, что впервые слышит о возможности объединения нашего региона с соседским.

«Нельзя просто так взять и объединить два региона. Я считаю, что в первую очередь тут необходимо волеизъявление населения этих субъектов. Нужно спросить, например, у жителей Пермского края: хотят ли они, чтобы нас объединили с той же Свердловской областью? Только после этого стоит принимать какое-то решение. Важно понимать, что в объединении регионов должна лежать не только экономическая выгода, но и социальное положение дел, менталитет жителей, особенности местной политики и культуры. Конечно, разговоров об укрупнении российских регионов ходит много, но, если честно, я не слышал, чтобы кто-то говорил об этом всерьёз», — подытожил Роман Кокшаров.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться