Владимир ВАГАНОВ:
НА «НОВОГОР» МЫ СЕГОДНЯ
НЕ РАСЧИТЫВАЕМ
Администратор
newsko.ru
— Владимир Павлович, во-первых, расскажите, пожалуйста, об итогах работы комиссии по поиску альтернативного водозабора для Краснокамска.
— На состоявшемся 30 января совещании под председательством Николая Бухвалова было принято решение о создании экспертной комиссии, в задачу которой входит экспертиза нескольких вариантов водоснабжения Краснокамского городского поселения. В ее состав вошли несколько представителей различных проектных институтов, специалисты «Гражданпроекта» (г. Киров), «Пермгражданпроекта» (разработчик нашего первого проекта Нытвенского водозабора), НИИУМС и ряд других. Задача перед ними одна — оценить варианты, альтернативные Нытвенскому водозабору, которые кажутся им наиболее реальными. Первое заседание этой комиссии состоялось 4 февраля. На нем были определены задачи, поставлена цель, определен путь, которым следует идти, установлен срок работы (два месяца). Хотя, по моему личному мнению (я являлся приглашенным участником заседания этой комиссии), очень трудно оценить то, у чего нет объекта оценки. Проект есть только по нашему варианту Нытвенского водозабора, по всем остальным проекта нет. В любом случае, работа этой комиссии будет не лишней, возможно, она в очередной раз подтвердит, что альтернативы артезианским источникам нет.
— Не так давно мне довелось услышать о варианте поставки воды с Чусовского водозабора. Это какое-то новое направление?
— Вариант с Чусовским водозабором когда-то существовал, но не для нас, а для Кировского района Перми. Водозабор частично осуществляет подачу воды в Кировский район, все остальное идет с Кировской фильтровальной станции. По предварительной оценке членов экспертной группы реализация этого проекта потребует миллиардных денежных вложений. К тому же Чусовая не намного отличается от Камы. На ней есть свои источники загрязнения. Поэтому что Чусовая, что Кама — это все надземные источники, они подвержены техногенным катастрофам, из-за которых мы потом и страдаем.
— Строительство водопровода с артезианских источников Нытвы — один из самых дорогих проектов. Есть ли варианты по его финансированию?
— По требованию краевого правительства, до 1 февраля мы должны были представить инвестиционное обоснование нашего варианта водозабора из Дубровинского месторождения пресных вод, определить источники финансирования его реализации, а также проработать прочие варианты. По источникам финансирования на сегодня конкретики пока никакой нет. Мы предложили их несколько. Первый — софинансирование из местного и краевого бюджетов в пропорции 25 на 75%. Грубо говоря, учитывая, что стоимость проекта — 450 млн руб., мы должны были выделить 112 млн руб. Но мы физически не сможем найти такие средства. Кроме водовода, у нас есть и другие проекты, которые необходимо осуществлять. Это региональный проект «Новая школа», «Качественное здравоохранение», «Муниципальные дороги» и т. д.
— То есть первый вариант сводился к софинансированию через региональный фонд социальных расходов?
— Да. У нас есть конкретная сумма, которая на паях софинансирования с краем определена. Согласно подушевому принципу, заложенному в основу закона «О региональном фонде софинансирования социальных расходов», в 2008 году край нам дает 68 млн руб. Сумма фиксированная, изменению не подлежит. Если мы будем ее как-то лоббировать, доказывать, она может быть увеличена, но не до таких пределов. 2009-2010 годы тоже уже запланированы. Эти суммы заложены и на наше участие в краевых проектах, и на собственные инициативы. Как источник мы этот вариант рассматривали, но у нас очень маленькие надежды на его осуществление, потому что своих денег у нас недостаточно, и больше взять их нам неоткуда. Второй вариант — трехлетняя краевая инвестиционная программа, принятая Законодательным собранием Пермского края, когда все 100% затрат на проект оплачивает край из профицита бюджета, сложившегося по итогам исполнения бюджета 2007 года и первого квартала 2008 года. Но профицит никто спрогнозировать не может — будет он или не будет, наберется или не наберется… Наш проект может попасть в программу только если в нем будут присутствовать и Краснокамск, и Нытва. К сожалению, дебета скважин, который разрешено использовать в течение трех-пяти лет государственной комиссией, не хватает для того, чтобы на первом этапе оба муниципалитета были задействованы в проекте. Соответственно, мы не можем рассчитывать на попадание в инвестпрограмму. Третий вариант — частный инвестор. Вариант очень хороший. Не надо просить денег в крае, не надо вкладывать свои. Частный бизнес всегда был более эффективным на рынке ЖКХ. И четвертый вариант — создание открытого акционерного общества. В этом случае участие в приобретении его акций может принять, например, население. Тот же краевой и местный бюджеты могут выкупить долю, чтоб иметь возможность влиять на эту компанию. По моей информации, результативно в сфере ЖКХ в крае никто еще этим вопросом не занимался, и нам бы не хотелось быть здесь «первопроходцами». Да и времени на реализацию этого проекта потребуется много.
— Исходя из ваших доводов и учитывая политику краевых властей, получается, что самым вероятным можно считать третий вариант — с частным инвестором. Но он возможен только при заключении долгосрочного арендного договора с оператором, которым сегодня является компания «Новогор-Прикамье».
— Представители «Новогора» интереса к участию в строительстве водовода с Нытвы не высказали, ссылаясь на своих московских собственников. Хотя логика подсказывает, что если ты торгуешь водой в розницу, надо иметь полный цикл ее производства. В общем, на «Новогор» мы сегодня пока не рассчитываем. У нас есть несколько других инвесторов. С одним из них дело дошло до проработки заключения предварительного соглашения. Название компании пока не могу озвучить, поскольку нет полноценного договора. Договоренности еще «сырые». Мы готовы принять любого инвестора, готовы заключить с ним соглашение. Хотелось бы, чтобы инвестор профинансировал первый год своей деятельности в Краснокамске, имел право в случае неготовности территории выйти из этого бизнеса с какими-то условиями. Например, если его не устроит законодательная база, действующая в районе или он усомнится в лояльности наших властей при образовании тарифов. Не будет тарифа — не будет интереса у инвестора. Вкладывать деньги, «замораживать» их на 20-30 лет — никакого смысла нет. Мы ждем таких инвесторов, везде запускаем информацию, официально объявляем о своем желании иметь такие контакты с инвесторами. Но, к сожалению, конкретики в этом вопросе пока нет.
— А не проще ли тогда этому инвестору, который, возможно, согласится строить водовод, отдать в управление все сети водоснабжения?
— Очень верное замечание! Если, как говорится в пословице, гора не идет к Магомеду, Магомед идет к горе. Если «Новогор» не изъявляет желания захватить этот рынок, скорее всего, его изъявит другой частный инвестор.
— То есть вопрос о заключении долгосрочного договора с «Новогором» пока находится в «подвешенном» состоянии?
— Я бы здесь не объединял эти две вещи. Я бы все-таки такой долгосрочный договор заключил. Причем договор должен быть лояльным по отношению к оператору. Оператор должен четко знать, на что он может рассчитывать, когда он выйдет на безубыточность, когда сможет получать прибыль, когда сможет эту прибыль вкладывать в развитие сетей, когда получит плату за подключение, когда получит прочие инвестиции. Здесь я стою на стороне «Новогора». Если он не встречает ответной реакции со стороны городских властей, он сам свои деньги вкладывать не будет. В сложившейся сегодня ситуации не выигрывает ни город, не заключая долгосрочный договор, ни «Новогор». Мы, как районная администрация, встречаемся с обеими сторонами, но вопрос пока пребывает в «зависшем» состоянии. У нас создана рабочая группа, в которую входят представители района, городского поселения и «Новогора». По решениям этой комиссии до середины февраля наработки по тарифному соглашению с «Новогором» должны попасть в отдел городского хозяйства Краснокамска, который подготовит проект решения для Краснокамской городской думы. Если все получится, как запланировано, и гордума все-таки примет его, то «Новогор» получит карт-бланш для работы на территории лет на пять. Он сможет увидеть свои перспективы.
— Мне неоднократно доводилось слышать о программе мероприятий по развитию системы водоснабжения Краснокамска. Та самая, принятая в прошлом году и согласованная с Роспотребнадзором — как она соотносится с программой комплексного развития, обязательной по федеральному законодательству?
— Программа, принятая Краснокамским городским поселением и согласованная с муниципальным районом, называется «Неотложные мероприятия по развитию системы водоснабжения Краснокамского городского поселения». Такая программа действительно есть, утверждена и подписана главами обеих администраций в июле прошлого года. Она касается строительства самого водозабора, добычи воды, ее подготовки, транспортировки и соблюдения всех необходимых требований качества. Программы комплексного развития, предписанной федеральным законом, к сожалению, у нас пока нет. Мы только-только приступили к ее созданию. В этой части мы работаем вместе с «Новогором». Хотелось бы выразить благодарность компании, она взяла на себя финансирование разработки программы. Правда, с возмещением, если они не останутся работать на территории.
— Президент КЭС-холдинга Михаил Слободин любит повторять, что «мы — не благотворительная организация»…
— Исходя из этой логики, мы возместим им эти деньги в случае, если программа будет разработана, но мы не увидим заинтересованности оператора в нашей площадке или не увидим собственной заинтересованности в «Новогоре».
— Возвращаясь к потенциальным московским компаниям и сравнивая их с «Новогором», кто предпочтительнее?
— Здесь очень трудно руководствоваться пословицей «своя рубашка ближе к телу», применять ее в теме водоснабжения нельзя. Но, в конечном счете, играет роль серьезность бизнеса: на сколько лет он сюда приходит, когда он приходит, какие инвестиции он сюда принесет, в какие сроки, с какой доходностью он захочет работать. Наших инвесторов интересуют какие-то сногсшибательные ставки, и они, честно говоря, не представляют, как работать в таких условиях. В условиях, когда в сети надо вложить огромные деньги, потенциальные инвесторы планируют окупить вложенные средства за два года. Это в коммунальной сфере нереально. Мы не можем поднять тарифы в два раза и обозлить население. Поэтому здесь нет разделения на «наших» и «не наших». Здесь нужен серьезный инвестор, с серьезной инвестпрограммой, который будет вписываться в нашу систему тарифов для населения и плюс еще в перспективе осуществлять водоснабжение близлежащих муниципалитетов — Нытвы, Уральского.
— Решение об альтернативном водозаборе еще не принято. Нытва — пока пусть самый проработанный, но все же один из вариантов. «Новогору», с точки зрения замкнутого цикла, все-таки интереснее вариант с Кировскими сооружениями. Якобы это позволит сделать так, чтоб Краснокамск развивался в сторону Перми. Если же взять за основу нытвенский вариант, то застройка потянется в противоположном направлении.
— Теоретически это возможно, практически тоже. В этом вопросе нам важны интересы жителей Краснокамска, которые десятилетиями пьют воду из Камы, балансирующую на грани соответствия ГОСТам и СНиПам. Забор воды из Камы с Кировской фильтровальной станции и забор воды из Камы с Краснокамской районной фильтровальной станции — суть одно и то же. Мы все берем воду из Камы, в которую сбрасывается 100 тыс. кубометров неочищенных стоков и 350-400 тыс. кубометров очищенных с Биологических очистных сооружений. А если еще учесть, что на Каме иногда случается противоток, то мы все являемся заложниками непредвиденных ситуаций. «Новогор» — это бизнес, который хочет зарабатывать как можно больше. А мы — самостоятельное муниципальное образование, которое вправе принимать решения на своей территории. Наш интерес — при минимальных затратах, с минимальной стоимостью построить альтернативный источник и дать городу нужное количество качественной питьевой воды. Интересы «Новогора» нам в этом случае не важны.
— Но можно же найти баланс интересов?
— Наверное, можно, если бы «Новогор» поддержал проект строительства водовода из Нытвы. Но он в силу каких-то своих причин интереса к этому не проявил. Не проявил, значит, мы ориентируемся на другие компании.
— Помимо проблем с забором воды для Краснокамска, очень актуальна проблема износа сетей. Водопотери составляют почти 50%.
— Ну, не 50, а 40% или чуть меньше. Вот в этом случае у нас очень большой интерес к «Новогору». Или к оператору, который может работать вместо него, более лояльному, которому удастся осуществить контакт с властями поселения. «Новогору» за год своей деятельности в Краснокамске, равно как и ОАО «КЭС-Прикамье», которое работало раньше, этого добиться не удалось, общего языка с властями поселения они не нашли. Не сумели доказать свои затраты в части содержания сетей, их реконструкции, затраты на инвестиции. В части формирования тарифов не сумели убедить местную думу, что такие тарифы нужны. Что «КЭС-Прикамье», что «Новогор» — они ни копейки не принесли на нашу территорию. Я вынужден констатировать, что у нас из 150 км трубопроводов в части водоснабжения «Новогор» за счет своих средств отремонтировал 500 метров труб, устраняя аварии. Это тысячные процента! Хотя «Новогор» мы тоже понимаем: в отсутствие долговременной перспективы, при отсутствии проработанной и четкой тарифной политики вкладывать деньги в объекты краткосрочной аренды нельзя. Они не альтруисты. В то же время надо признать, в таком бизнесе, как предоставление населению услуги по водоснабжению, заключение договора сроком на один год — это нонсенс. Такого быть не должно. По заявлению «Новогора», на 1 января 2008 года, то есть за год деятельности этого коммунального оператора, убытки компании составят более 8 млн руб. И они показывают, почему сложились эти 8 млн руб.: это затраты на содержание сетей, аренду, содержание персонала. На 1 января 2009 года планируется примерно такой же убыток. Если не изменится тариф. А Краснокамское городское поселение не повышает тарифы, мотивируя это тем, что население не готово, что качество воды не улучшается, оператор вложения не производит. Я считаю, что «Новогор» доказал свою состоятельность. Он понес убытки и никуда с рынка не убежал. Но тогда возникает второй вопрос — вложения в сети. Компания готова их произвести, но она должна понимать, как и когда они вернутся. А сегодня она их не знает и не видит, порочный замкнутый круг не разрывается.
— Насколько мне известно, Краснокамская гордума не просто так отказывается повышать тарифы. В ней широко представлены управляющие компании города, взаимоотношения с которыми, как известно, являются еще одним проблемным моментом в процессе осуществления водоснабжения.
— Да, сегодня есть негативные моменты в работе управляющих компаний с населением в части взимания оплаты, ее перечисления «Новогору», который отпускает воду организациям. Это либо неумение, либо нежелание, либо непрофессионализм. Управляющие компании пытаются уйти от этой проблемы и заставить «Новогор» перезаключить договор с населением, понимая, что никакой оператор не придет к потребителю и воду не отключит. Во-первых, это законом запрещено, во-вторых, ему сложно технически это сделать. Недосборы — это не вина населения. Кто-то платит, кто-то не платит — с этим нужно работать, и не «Новогору», а управляющим компаниям. «Новогор» ведь тоже воду подает не до самих квартир. И если управляющая компания не может обеспечить своевременный ремонт стояков, разводов в квартирах, каких-то общедомовых сетей, то у населения складывается впечатление, что не работает оператор. Я считаю, что основная причина заключается в неумении управляющих компаний цивилизованно работать на рынке. А их отношение к гордуме — у нас никто не запрещает быть владельцем (или учредителем) управляющей компании и работать в представительном органе, собирать при этом деньги, не платить и в то же время ругать «Новогор».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.