Дмитрий Вихрецкий: У меня такое чувство, что меня здесь ждали

Новый художественный руководитель Пермского театра кукол — о творческих планах, юбилее театра и о том, почему Пермь лучше Барнаула

Поделиться

В ноябре 2016 года в Пермском театре кукол сменилась «власть»: пришёл новый художественный руководитель — Дмитрий Вихрецкий. Случилось это потому, что Александр Янушкевич, проработавший в этом качестве полтора года и принёсший театру две Национальные театральные премии «Золотая маска», покинул Пермь по собственному желанию.

Вихрецкий

Дмитрий Вихрецкий продал квартиру, но на улице не остался
  Константин Долгановский

По словам руководителя городского департамента культуры Вячеслава Торчинского, Дмитрия Вихрецкого приняли на работу без конкурса, потому что в театре складывалась острая ситуация и решать проблему надо было быстро. Тем не менее кандидатура нового руководителя была обсуждена и одобрена профессиональным экспертным сообществом — видными театральными критиками российского масштаба и представителями Союза театральных деятелей.

Дмитрий Вихрецкий — выпускник СПбГАТИ, член Международного союза кукольников UNIMA, не только режиссёр-кукольник, но и руководитель с опытом: около 10 лет он был директором театра в Кемерово, затем возглавил театр в Барнауле.

— Ваше назначение в Пермь случилось внезапно…

— Внезапно и стремительно!

— Как это произошло?

— Мы больше 10 лет знакомы с Александром Янушкевичем, встречались на фестивалях, общались, да и в театре я не чужой: два с половиной года назад я приезжал сюда давать мастер-классы, а когда Александр Витальевич стал художественным руководителем, он пригласил меня поставить «Муму», что я в прошлом году и сделал.

Я, конечно, следил за ситуацией в театре, видел в фейсбуке все эти посты о том, что происходит… А потом мне Александр Витальевич просто позвонил и сказал: «Дима, заменишь меня?» Я был просто поражён! Попросил неделю на раздумье, но понял, что неделя мне не нужна. Приехал, переговорил с Вячеславом Торчинским, мы договорились об условиях. Де-юре я здесь работаю с 28 ноября 2016 года, но фактически приступил 19 декабря, потому что мне нужно было выполнить все свои обязательства в Алтайском театре кукол «Сказка».

— Чем Пермь лучше Барнаула?

— Здесь гораздо более насыщенная культурная жизнь. Я Пермь помню ещё со времён «культурной революции», и мне всегда было интересно то, что здесь происходит. Сейчас активно хожу по театрам, по выставкам. Только что был в музее PERMM на открытии выставки Саши Фроловой. Тут культурная жизнь бьёт ключом.

— Как у вас складываются отношения в театре? Как вас приняла труппа?

— У меня было такое чувство, что меня здесь ждали. С половиной труппы я был хорошо знаком по работе над «Муму», они знают меня, мой метод, стиль работы. Я знаком и с цехами, потому что «Муму» — это марионетки, приходилось много работать над куклами — доделывать, переделывать…

Конечно, после ухода Александра Витальевича здесь была напряжённая атмосфера, но сейчас всё нормализуется. По крайней мере, мне так кажется.

— Теперь о главном: каковы ваши творческие планы?

— У Александра Витальевича уже были договорённости с режиссёрами, и я их буду, естественно, соблюдать и поддерживать, тем более что имена-то все серьёзные в нашем «кукольном» мире.

Вот сейчас уже приступили к изготовлению кукол, и буквально на следующей неделе приедет Вадим Смирнов, режиссёр из Оренбурга, будет ставить «Сказки Пушкина» — «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о золотом петушке», две сказки о золоте. Это будет скоморошина в двух действиях, причём скоморошить у нас будут женщины — три бабушки — и кукольный Пушкин. Пушкин будет перчаточной куклой — такой Пушкин-Петрушка. Премьеру планируем 25 марта.

Дальше к нам приедут на постановку Александр Борок — главный режиссёр Челябинского театра кукол, лауреат и член жюри «Золотой маски», культовая фигура, и Виктор Никоненко — художник ГЦТК им. Сергея Образцова, выдающийся художник, лауреат нескольких — я не знаю скольких! — «Золотых масок». Два мощных интеллектуала, которые у нас будут делать ни много ни мало, а Франца Кафку, «Превращение». Это для старших школьников и взрослых, идти будет в малом зале.

Уже 20 февраля к нам приедет Александр Витальевич Янушкевич, который буквально с позавчерашнего дня работает главным режиссёром Брестского театра кукол. Вместе со своей постоянной командой — художником Татьяной Нерсисян и композитором Александром Литвиновским — он поставит спектакль про жизнь мотылька «Меня зовут Лёк» по мотивам рассказа Андреа Софи Яннуш. Такое забавное совпадение фамилий. Премьера будет 11 марта.

— Александр Янушкевич планирует ещё здесь что-то ставить?

— Мы разговаривали об этом, и я надеюсь, что он ежегодно будет приезжать!

— Что планируете на начало следующего сезона?

— В октябре главное событие — празднование 80-летия театра. Изначально планировалось на март, но в связи со сменой руководства пришлось отложить, чтобы достойно подготовиться. Мы сделаем концерт, ревю, с поздравлениями, с капустниками… А после юбилея будет премьера моего спектакля, в котором будет занята вся труппа нашего театра. Ролей масса, персонажи интересные… Рэй Брэдбери. «Вино из одуванчиков». Музыкальный спектакль.

И если говорить о моих собственных планах, то нельзя забывать, что мне «по наследству» от Александра Янушкевича достался курс в Пермском институте культуры. Думаю, Александр Витальевич потому и попросил именно меня возглавить театр, что я ещё и педагог. И, конечно, я уже приступил к занятиям со студентами.

Если мы получим ещё грант, у нас есть затея летом поставить во дворе театра купол такое маленькое шапито и там играть для самых маленьких детей с родителями спектакль «Круглый год», построенный на предметах, бумаге, фактурах, красках и звуках экзотических инструментов. Он будет погружать зрителей в некое особое пространство, где они вместе с актёрами проживут целый год за несколько минут. Вход в арку, ведущую во двор, планируем оформить на это время в виде тоннеля, чтобы дети и родители в него ныряли.

К Новому году Алексей Смирнов, главный режиссёр Ярославского театра кукол, поставит у нас для большой сцены спектакль «Спящая красавица».

— Насколько мне известно, из краевого бюджета выделены средства на реконструкцию здания вашего театра, которое давно пора капитально ремонтировать. Уже понятно, как это будет происходить?

— Сейчас идут переговоры о проекте. Архитектурное бюро готово предложить эскизный вариант, но предстоят согласования с Центром охраны памятников, потому что наше здание — это памятник. Эксперты должны решить, какие изменения допустимы.

— К слову, о памятнике… Это ведь бывшая пересыльная тюрьма, и здесь одно время действовал общественный музей, созданный пермским «Мемориалом», ходили экскурсии. Может ли возобновиться эта работа?

— У нас двигатель многих идей — Татьяна Шерстневская, заведующая литературной частью. Мы с ней много общаемся, она рассказывает, что здесь было при Игоре Нисоновиче Тернавском, и многое хочется возобновить. У меня сейчас время сбора информации, и каждый день что-то новое открывается.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться