КОНСКАЯ ПАРАНОЙЯ В «КРАСНОМ ПЛАТЬЕ»
За «Параноидальную женщину-лошадь» ее авторы Евгения Карпова и Наталья Рычагова получили Гран-при
Игорь Катаев
newsko.ru
Конкурс «Красное платье» стал, пожалуй, самым ярким событием второго дня работы художественного салона «Арт‑Пермь». Причем заметность его была обусловлена не только основным, очень эффектным цветом и такой популярной формой презентации, как дефиле, но и сопровождавшей все мероприятие интригой.
Темой, направляющей дизайнерские усилия участников нынешнего, уже четвертого фестиваля «Красное платье», стало «Высокое искусство». Дизайнеры из Перми, Ижевска, Казани, Кудымкара кроили и шили свои красные платья либо по мотивам конкретных полотен известных художников, либо следуя общей стилистике картин определенного мастера.
В организаторском плане весь конкурс распался на три номинации. «Дебют» — для начинающих дизайнеров и студентов. «Дизайн» — для профессионалов, которым предстояло при помощи красного платья создать образ, провоцирующий ассоциации с творчеством определенного художника. Третья номинация — «Кутюрье». Здесь участникам не запрещалось буквально копировать платье с избранной картины.
За время дефиле было продемонстрировано более 30 красных платьев. В качестве источников вдохновения самыми популярными персоналиями оказались Сальвадор Дали (три платья получили имя знаменитого сюрреалиста), Иероним Босх (два платья созданы по мотивам картин этого нидерландца), Винсент ван Гог (созданы два вполне экспрессионистских облаченья) и Отто Дикс (тоже два, но абсолютно разных костюма: славянский и антимилитаристский, но оба очень «диксовские»). Впрочем, не всегда между платьем и его названием возникала ассоциативная связь. Возможно, это выдавало последовательность работы дизайнера: либо сначала замысел, потом красное платье, либо сначала платье и только потом «подогнанная» под него идея.
Любопытно, что жюри «Красного платья», определяя победителя, оценивало дизайнерские и технологические приемы, использованные при создании модели, не только с лицевой стороны, но и с изнанки.
«Нужно очень трепетно относиться к изнанке, потому что она — ближе к телу. Это та часть костюма, которая должна быть такой же красивой, как и снаружи», — поясняет Ирина Филичкина.
В номинации «Дебют» первое место получило платье Анастасии Ивановой, созданное по мотивам декоративного панно Альфонса Мухи «Зима». В этом платье внимание смещено с абсолютно не зимнего красного цвета на фактуру. Ощущение хрупкости, пушистой мягкости создается за счет кружев.
В номинации «Кутюрье», представленной, кстати, только тремя платьями, лучшей оказалась Оксана Калашникова, создавшая платье по мотивам творчества Огюста Ренуара. Платье, являющееся контаминацией многочисленных дам, девушек и женщин с полотен импрессиониста, получилось очень женственное, даже кокетливое. Подчеркивающий тонкую талию силуэт, намек на турнюр, длинные рукава с воланами, глубокое декольте.
В самой многочисленной номинации «Дизайн» первое место заняло платье Алексея Ворона под названием «Энди Уорхолл». Хотя впечатление в случае с этим платьем, созданным в стиле работ «короля поп-арта», производило не столько само облачение, сколько в целом образ, им создаваемый. Патлатое бесполое существо в цилиндре, украшенном алой розой, в каком-то полуцыганском-полухипповом красном балахоне, на котором — белые буквы.
Гран-при и главный приз — стажировку в Немецкой академии моды и дизайна — получили Евгения Карпова и Наталья Рычагова, составляющие дуэт «Творческий союз «Кошки». Евгения и Наталья создали платье, воплощающее одну из визуализованных фантазий Сальвадора Дали под названием «Параноидальная женщина-лошадь». Поэтому его трудно назвать платьем. Основной элемент костюма — седло, инсталлированное туда, где располагается турнюр, отчего силуэт напоминает нечто кентаврическое. Лицо женщины-лошади герметично запаковано и перетянуто черными кожаными ремешками. Этот садомазохистский элемент обвивает остальные части костюма и концентрируется в черных сапогах на очень высоких каблуках и платформе. Все это одеяние настолько сковывало движения манекенщицы, что пока жюри совещалось, ее возили по выставочному павильону на тележке для чемоданов.
Причины отбора именно «Параноидальной женщины-лошади» как лучшего красного платья объяснила Ирина Филичкина: «Это платье соответствует объективным критериям отбора: яркость эмоционального образа, оригинальность исполнения, использование приемов современного дизайна. В данном случае — это сложная трехмерная конструкция и нетрадиционные материалы. Седло хотя и не настоящее, но было просто замечательно компилировано в общий образ. Надо сказать, что мнение жюри полностью совпало с моим личным предпочтением».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.