Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

ИЗ АМЕРИКИ — С ЛЮБОВЬЮ

Поделиться
На сцене Карнеги-холла — Екатерина Орлова и Виктор Компанеев

На сцене Карнеги-холла — Екатерина Орлова и Виктор Компанеев
  Администратор
newsko.ru

В США Пермский академический театр оперы и балета гастролирует как Tchaikovsky Opera & Ballet Theatre. И только потом — Perm, Russia. С точки зрения создания бренда — замечательный ход. Что такое Пермь для американца? Terra Incognita. Одна из рецензий на выступления в США пермского балета в прошлом году даже начиналась с пояснения: «Пермь, расположенная далеко за Уралом…» Вот такая занимательная география. Иное дело — Петр Ильич Чайковский. Волшебное имя для каждого меломана, даже не самого «продвинутого». «Лебединое озеро», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Евгений Онегин», «Спящая красавица» — это пять суперхитов классического музыкального театра, на которых держится весь русский репертуар, как «домашний», так и гастрольный.

Готовя выступления пермской оперы в Нью-Йорке, художественный руководитель театра Георгий Исаакян отнесся к традиционному восприятию Чайковского творчески: он мастерски использовал его, но в то же время постарался от стереотипов отойти. Поскольку нью-йоркское выступление стало музыкальным портретом Чайковского, театр может сказать спасибо своему «патрону», великому имени которого принадлежит изрядная доля американского успеха.

А успех был. Можно только восхититься упорством Георгия Исаакяна: ведь никто, кроме него, не был полностью уверен в этой затее. Пермский балет — да, это величина. Но чтобы Пермская опера? Да на первой площадке мира?!

Между тем, именно с оперой связаны многие успехи Пермского театра оперы и балета. Первая «Золотая маска» — за «Дона Паскуале», Государственная премия — за «Оперную пушкиниану». Вот уже 15 лет Георгий Исаакян и главный дирижер театра Валерий Платонов создают оперную труппу и оркестр, которые не стыдно показать в любом зале мира. Результаты этих усилий пермяки продемонстрировали 16 января в Бруклинской академии музыки и 18 января в Карнеги-холле в Нью-Йорке.

Гастроли проходили, как обычно, непросто. Было множество бытовых и организационных «заморочек». Если кто-то думает, что артисты выезжают за рубеж на экскурсии, то очень ошибается. Американскому продюсеру Игорю Левину нужно было разместить в одном отеле 170 человек, да еще так, чтобы был зал для репетиций. Такой отель нашелся, разумеется, далеко за пределами Нью-Йорка. Погулять по Манхэттену большинству артистов удалось лишь в последний день, перед самолетом.

* * *

Бруклинская академия музыки (BAM) — знаменитая «экспериментальная» площадка. Там выступают такие коллективы, как, например, «Кронос-квартет». Там можно увидеть экспериментальные драматические и музыкальные спектакли, которые, впрочем, имеют некоторое отношение к классике — например, шекспировские постановки Деклана Донеллана. В этом смысле опера Чайковского «Мазепа» в постановке Георгия Исаакяна и екатеринбургского художника Станислава Фесько вполне подходит: музыка классическая, прочтение современное.

Опера создавалась для Свердловского театра оперы и балета еще девять лет назад, а в Пермь была перенесена в прошлом году. По мнению музыковеда и театрального критика Ларисы Барыкиной, это одна из лучших работ Исаакяна. Это единственный спектакль Свердловского театра, который выдвигался на «Золотую маску». В этом смысле у Исаакяна просто не было выбора: если показывать в Нью-Йорке оперу Чайковского, то — только «Мазепу».

Зал BAM вмещает более 2 тыс. зрителей. Сцена, которая по размерам равна пермской, кажется непривычно маленькой. Партер небольшой, но, как во всех американских театрах, дополнительное пространство создается за счет многочисленных балконов. Зал, построенный на рубеже XIX-XX веков, необыкновенно красив. Его торжественность совершенно не смущает американскую публику, которая, не желая тратить доллар на услуги гардеробщика, отправляется на свои места прямо в пальто.

Среди публики было множество забавных персонажей. Старушки-меломанки, бруклинские эмигранты, записные рафинированные эстеты… Пришли представители всех ведущих СМИ Нью-Йорка: Times, Sun.. Был и критик из Financial Times, о котором пиар-агент Игоря Левина Джозефина Энсинг сказала: «Это критик очень злобный. Он обязательно обругает». Все напряглись.

Тем не менее, опера прошла отменно. Александр Погудин в трагической роли Кочубея выглядел, конечно, чересчур молодо. Зато пел по-настоящему раскатисто. По словам Георгия Исаакяна, в этой роли необходим настоящий русский бас, а такой бас в пермской труппе только у Погудина. Забегая вперед, надо сказать, что именно басы и баритоны стали главными «звездами» этих мини-гастролей.

Великолепно выступила Ирина Крикунова в роли Марии. Ее светлое, чистое сопрано звучало искренне и молодо. Особенно красиво получился финал. Ведь Чайковский соригинальничал: «Мазепа» заканчивается, в отличие от большинства опер, например, «Иоланты», не торжественной массовой сценой, а лирическим соло героини, поющей колыбельную на слова Пушкина («Спи, младенец мой прекрасный»). Кажется, что в конце сюжета стоит не жирная точка, а тонкое, многозначительное многоточие. В этой ситуации от певицы очень многое зависит — она отвечает за общее впечатление от оперы, за то, какой она останется в памяти зрителей.

Но главной фигурой вечера стал титульный персонаж — гетман Мазепа в исполнении солиста Мариинского театра Виктора Черноморцева. Именно ему были адресованы самые бурные аплодисменты зрителей.

Особо надо сказать о хоре. Хор девушек из первого акта звучал просто ангельски. Такое трогательное, проникновенное начало оперы сразу же расположило зрителей к спектаклю.

На следующий день были опубликованы первые рецензии. Критик из Financial Times, на удивление, хоть и сохранил свой фирменный ернический стиль, в целом оперу похвалил. А остальные прямо-таки рассыпались в похвалах. Так, OnStage, интернет-приложение к журналу Q, сообщило, что пермская постановка «Мазепы» значительно удачнее той, что показала два года назад Metropolitan opera под руководством Валерия Гергиева.

Прочитав это, Исаакян, который накануне бродил мрачнее тучи, буквально переменился в лице.

Вообще, американские СМИ проявили удивительный интерес к этим небольшим гастролям. The Sun опубликовала огромное интервью с Исаакяном, а русское телевидение Нью-Йорка провело с ним часовой прямой эфир. Все это происходило в стране, где СМИ до сих пор являются реальной силой и по-настоящему создают общественное мнение. Как это происходит, пермяки увидели 18 января. Потому что после рецензий на «Мазепу» Карнеги-холл, где проходил концерт «Чайковский-гала», публика буквально брала штурмом.

* * *

Вся история с Карнеги-холлом началась два года назад. Сейчас уже невозможно установить, кто первый произнес это название — Игорь Левин или Георгий Исаакян. «Срослись» два обстоятельства — 135-летие Пермского театра оперы и балета имени Чайковского и то, что именно Чайковский дирижировал оркестром на открытии Карнеги-холла 5 мая 1891 года.

Готовясь к столь ответственным гастролям, Георгий Исаакян и Валерий Платонов собрали «группу поддержки» — с оркестром выступали 14 музыкантов из Минска и духовая группа из США — 12 человек, которых между собой называли «бандой». Прибыли приглашенные главный дирижер театра — Александр Анисимов, солисты — Ирина Крикунова (Ростов-на-Дону) и Сергей Перминов (Нижний Новгород), которые работают в Перми по контракту. К тому же специально для этих гастролей пригласили тенора из Нижнего Новгорода Виктора Компанеева и баритона из Мариинки Виктора Черноморцева. Таким образом, концерт стал еще и наглядной демонстрацией того, как оперная труппа и оркестр могли бы выглядеть и звучать, если бы у театра были деньги, квартиры и инструменты для приглашенных артистов и музыкантов. Здесь ведь как в футболе: за кого заплатили, тот и играет.

Карнеги-холл — настоящий концертный зал. Он выглядит так, как будто гордится тем, что он не театр какой-нибудь. В нем нет занавеса, нет кулис, певцы выходят из огромных дверей, ведущих за сцену. Выглядит все это очень торжественно. Тем не менее и тут американцы рассаживаются по местам прямо в куртках…

В зале оставались свободные места. Немного, но оставались. При этом возбужденная толпа у входа жаждала заполучить лишний билетик. За час до начала концерта были распроданы последние билеты на верхний ярус. Откуда такой парадокс? Дело в том, что продажи билетов в США организованы совсем не так, как в России: у каждого концертного зала есть подписчики, для которых места бронируются. Если подписчик не приходит на концерт и не предупреждает о своем отсутствии, его место остается пустым. К счастью, таких мест были единицы, а ведь Карнеги-холл — это 3 тыс. зрителей!

Цены на билеты были точно такие же, как на представления New-York City Ballet и Metropolitan Opera — $25-85. Правда, на бродвейские мюзиклы билеты дороже — до $ 111. Что поделаешь — рынок.

Видимо, это магическая сцена: пермские артисты выступили в Карнеги-холле значительно лучше, чем в Перми 11 января с тем же концертом. Вообще, концерт выглядел весьма достойно — цельно, продуманно, эмоционально. Георгий Исаакян талантливо выстроил программу, в которой сочетались суперхиты из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» и длинные, полные драматизма дуэты и сцены из неизвестных опер Чайковского — «Черевичек», «Опричника», «Ундины». Разумеется, была ария Иоанны из «фирменной» пермской постановки — «Орлеанской девы», которая больше не идет ни на одной сцене, и несколько фрагментов из недавно поставленной Исаакяном «Иоланты».

Именно сцена из «Иоланты» — дуэт короля Рене (Александр Погудин) и Эбн-Хакия (Александр Агапов) — стала драматической и эмоциональной кульминацией длинного, трехчасового концерта. Исполнение дважды прерывалось восторженными аплодисментами, а после публика ни за что не хотела отпускать певцов. Именно после этого номера раздались первые многочисленные крики «Браво!» Услышав их, Александр Погудин так просиял, что стало понятно — именно сейчас происходит «сбыча мечт» певца.

Вне конкуренции была живая, задорная и очень красивая Надежда Бабинцева, исполнившая целых два концертных номера. Исключительно трогательно прозвучал дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы» в исполнении Татьяны Аникиной и Татьяны Полуэктовой. Ирина Крикунова заработала свою порцию «Браво!» с хитовой арией Лизы («Уж вечер близится, а Германна все нет»), а Виктор Компанеев — свою порцию с не менее хитовой арией Ленского («Куда, куда, куда вы удалились…»). Впрочем, в последнем случае сыграло роль узнавание мелодии, а не качество исполнения. Исаакян не зря включил этот номер в концерт: без Ленского музыкальный портрет Чайковского был бы неполным.

Настоящей сенсацией стал дуэт из «Ундины» в исполнении Екатерины Орловой и Виктора Компанеева. «Ундину» Чайковский посчитал неудачным сочинением, и почти вся партитура была уничтожена, а мелодические ходы композитор использовал в балете «Лебединое озеро». Когда публика услышала знакомую мелодию «лебединого» адажио, озвученную живыми голосами, она слегка «зависла», не понимая, что происходит.

Абсолютным «гвоздем программы» стали куплеты Томского из «Пиковой дамы» («Три карты, три карты…»), артистично, сочно и удивительно точно спетые Виктором Черноморцевым. После завершения концерта поклонники атаковали Черноморцева у служебного выхода, осыпая цветами и требуя автографов.

Публика получила именно то, за чем пришла: настоящую русскую музыку и настоящие русские голоса. Концерт порадовал и «пермское землячество» из Бруклина (бывшие пермские знакомцы бурно приветствовали друг друга в фойе — столько лет не виделись, но музыка свела), и американских меломанов. Соотношение бывших россиян и натуральных американцев в зале можно оценить примерно как «фифти-фифти».

* * *

После бурных оваций, когда зал стоя требовал артистов снова и снова на поклон, оставалось только одно беспокойство: дома никто ведь не поверит… К счастью, есть множество очевидцев происшедшего, в их числе — председатель правительства Пермского края Николай Бухвалов с супругой Ириной, специально прилетевшие на эти гастроли. Есть беспристрастная, неподкупная видеозапись, сделанная театральным хроникером Леонидом Клинчиным.

Теперь возникает вопрос: что же дальше? До сих пор все жили и работали по принципу «После Карнеги-холла — хоть потоп». Но вот выступление состоялось, цель достигнута. Подобный успех необходимо закрепить, извлечь из него все выгоды и преимущества. Об этом стоило бы подумать и Георгию Исаакяну, и Игорю Левину, и Николаю Бухвалову.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться