Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«КОРОЛИ» ТАНЦА НА ПЕРМСКОЙ СЦЕНЕ

Поделиться

  newsko.ru

А ведь могло и не состояться. Сначала шоу планировалось на 7 и 8 ноября, затем перенеслось на пару дней пораньше, после чего оказалось, что самый раскрученный «король» — Николай Цискаридзе — 6-го выступать не может, и вместо него прибудет менее известный Сергей Филин. За 10 дней до «времени Ч» оказалось, что и Филина не будет, его заменит Леонид Сарафанов... Не решаясь больше запутывать публику, организаторы гастролей попросту отменили спектакль, намеченный на  6 ноября, и предложили всем, кто уже купил билеты на этот день, обменять их на 7 ноября. Однако на этом сюрпризы не завершились: оказалось, что один из «королей» — датчанин Йохан Кобборг — незадолго до турне травмировал ногу и не будет танцевать в первом отделении, а ограничится лишь сольным выступлением в финале. Вместо него выступил... пермский солист Роберт Габдуллин. Балет For Four («Для четверых»), поставленный молодым хореографом Кристофером Уилдоном, оказался зрелищем совершенства — благородным, возвышенным и романтичным.

«Короли танца» — проект, рассчитанный на то, чтобы показать индивидуальность четырех выдающихся танцовщиков — Анхела Корейи, Итана Стифела, Йохана Кобборга и Николая Цискаридзе, а также красоту мужского балета вообще. For Four — балет, который декларирует эту цель: Кристофер Уилдон поставил стремительный, полный внутреннего драматизма танец, искусно перемежая сольные номера эпизодами, когда все четыре танцовщика создают на сцене нечто вроде живого движущегося орнамента. И трудно было бы подобрать для этого музыку лучше, чем струнный квартет Шуберта «Дева и Смерть». Музыка, полная внутреннего драматизма и романтического порыва, придает значительности бессюжетному балету, который иначе мог бы выглядеть как набор упражнений.

Одно из достоинств For Four — это стремительный темп, который особенно блистательно выдержал Анхел Корейя. Его вращения выглядели так, как будто на сцене не паркет, а лед —  подобный «штопор» обычно выдают только мастера фигурного катания. Прыгает Корейя тоже фантастически — буквально выше собственного роста. Недаром Кристофер Уилдон подарил ему самое сложное соло.

Самым приятным впечатлением от первого отделения шоу было то, что Роберт Габдуллин выглядел в нем весьма достойно. Если бы не предупредили заранее, что участвует солист из Перми, не самые продвинутые зрители могли бы и не понять, что на сцене присутствует танцовщик, у которого пока нет «королевского» ранга. Так что пермяки получили пять «королей» вместо четырех, потому что в третьем отделении Йохан Кобборг все же вышел на сцену.

Однако перед этим было еще и второе отделение — комический триллер «Урок», одноактный балет 1960-х годов, поставленный Флемингом Флиндтом на музыку Жоржа Делярю по мотивам пьесы Эжена Ионеско. В Нью-Йорке, где «Короли танца» шли четыре вечера подряд, роль учителя-маньяка играли все четыре «короля» по очереди. В России продемонстрировать актерские способности доверили Николаю Цискаридзе.

После отменной дозы «черного» юмора зрители получили роскошный финал, где каждому из «королей» позволили раскрыться личностно. Танцовщики сами выбирали хореографов, с которыми работали, и номера, которые хотели бы станцевать.

Первым появился Йохан Кобборг в новой версии «Послеполуденного отдыха фавна», поставленной Тимом Раштоном с удивительным пиететом по отношению к оригинальной версии Вацлава Нижинского. Кобборг грациозно копировал знаменитые позы фавна с картин Леона Бакста, в чем ему помогла фантастическая световая партитура, имитирующая лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву. Слишком короткое появление на сцене Йохана Кобборга все же позволило ему продемонстрировать изысканную пластичность и точность движений. Жаль, что пермяки не видели его в For Four.

Анхел Корейя и Итан Стифел исполнили похожие номера — оба танцевали современные постановки под «белый» джаз, оба максимально «включили» все свое обаяние, позволившее им установить прочный контакт с публикой. Казалось, что Корейя и Стифел улыбаются каждому зрителю персонально.

Итан Стифел танцевал отрывок из Dancin’ Боба Фосса, демонстрируя лучшие достижения и возможности бродвейского балета. Это было смело — в Перми, одном из оплотов классического балета, показать, на что способно «легкое» американское хореографическое шоу. Наверное, Стифел — лучший проводник этой эстетики, потому что он — дитя Бродвея. Еще до того, как в 16 лет он начал изучать классический танец, он участвовал в мюзиклах и драматических постановках и до сих пор снимается в кино.

Николай Цискаридзе танцевал «Кармен» в постановке Ролана Пети. Идея этого мини-балета весьма остроумна: в трех небольших, самых «шлягерных» отрывках из музыки Бизе показать трех персонажей знаменитого любовного треугольника — Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо. А заодно — быка. Несмотря на весь изысканный юмор замысла и хореографии, номер Николая Цискаридзе произвел сложное впечатление…

По замыслу организатора этого шоу Сергея Даниляна, четыре танцовщика должны были стать чем-то вроде четырех стихий, четырех темпераментов, четырех сторон квадрата — фигуры, которая, если разобраться, при всей своей прямоте оказывается не менее сложной и полной смыслов, чем треугольник или круг. Вот почему «королей танца» четыре, а не три, как следовало бы ожидать, зная, что шоу Даниляна — это «наш ответ» «Трем тенорам».

Это впечатление «четырех-
угольного» разнообразия создается благодаря тому, что танцовщики представляют разные национальности и разные балетные школы. Возможно, для зарубежного зрителя это именно так и выглядит. Но у зрителя российского складывается впечатление, что есть три — и один: три западных «короля», у которых много общего, и один — наш, который от них отличается. И дело не в школе или хореографии, а в общей культуре. Йохан Кобборг, Анхел Корейя и Итан Стифел — представители западной культуры, в которой хорошим тоном считается открытость, самоирония и отсутствие излишнего пафоса. Они производят впечатление простых ребят, не испорченных славой.

В отличие от коллег, Николай Цискаридзе на сцене отчаянно «звездит». Он настолько упивается собой, что не всегда понятно — это у него сценический образ несимпатичный, или он такой, увы, по жизни… К тому же трое невысоких, крепких зарубежных танцовщиков выглядят мужественно, а высоченный Цискаридзе — женственно. Создается впечатление, что перед нами Анастасия Волочкова мужского пола.

Любопытно, что в других балетах Цискаридзе не производит такого впечатления. Наверное, волшебное шоу Сергея Даниляна действительно, как и было задумано, проявило не только школу и мастерство, но и личность каждого «короля».

P.  S. Во время «Дягилевских сезонов-2009» пермяки увидят еще одно балетное шоу Сергея Даниляна — сольный вечер Дианы Вишневой в трех отделениях.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться