НИКИТА МИХАЛКОВ В ДВЕНАДЦАТОЙ СТЕПЕНИ

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

За картину «12» на минувшем 64-м Венецианском кинофестивале Никита Михалков получил специального, не запланированного в регламенте Золотого льва — «за фильм в совокупности», а также «за великую способность воплощать бытие во всей его сложности с безграничным мастерством и гуманизмом». Как ни странно, но кажется, что именно такая витиеватая — безусловно, лестная, но непереносимо тяжеловесная — формулировка подходит этому фильму лучше всего.

…Двенадцать присяжных заседателей решают судьбу чеченского подростка, который обвиняется в убийстве своего приемного отца — офицера российской армии. Для любителей черно-белого кино сюжет достаточно знакомый. И не случайно: «12» — римейк знаменитой картины Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». И в целом сюжетная канва михалковской ленты движется в соответствии с этим образчиком американской классики: немного детективности, немного частно-человеческой story, немного юмора, плюс — современный компонент: особенно актуальные сегодня вопросы ксенофобии и толерантности.  Впрочем, «12» не был бы михалковским фильмом, если бы не  содержал сугубо русской идейно-тематической специфики с приторным вкусом имперскости. И на этот раз Никита Сергеевич не обошелся без кадров с целованием иконки, без слез в глазах глубоко оскорбленного русского офицера в отставке (этого присяжного, кстати, играет сам Михалков) и, конечно, финального подтекстового суждения о том, что Россию может спасти только русское офицерство, для коего понятия чести и долга — не пустые звуки, а руководство к действию.

Вся эта почвенническая патетика могла бы напоминать кич, если бы не одно обстоятельство: все актеры играют хорошо, искренне, по-настоящему. Впрочем, чему тут удивляться, если на время съемок присяжными стали Валентин Гафт, Сергей Маковецкий, Михаил Ефремов, Сергей Гармаш, Алексей Петренко. И это, конечно, не все из этой 12-звездной когорты…

В одном из интервью Никита Михалков отметил, что для того, чтобы актеры пребывали в постоянном творческом напряжении, в «12» он применил техническое ноу-хау: синхронную съемку с нескольких камер, чтобы каждый думал, что камера направлена именно на него.

Впрочем, блестящий актерский состав не избавляет от стойкого ощущения избыточности после сеанса. И не только потому, что фильм длится добрых два с половиной часа, которые вмещают пространные монологи практически каждого из присяжных, сны и воспоминания обвиняемого подростка как элемент косвенной его характеристики, сцены чеченской войны, расширяющие замкнутое пространство зала заседаний и, по меньшей мере, два финала, следующие друг за другом.

Надо отметить, что избыточность в «12» — странной природы: сцены, монологи — очень хороши по отдельности. Но все вместе они не образуют сюжетно-тематической целостности. В итоге, пожалуй, невозможно однозначно сказать, о чем фильм. О чеченской войне? Да. Об особенностях русского национального характера в 12 его вариантах? Да. О том, как и почему люди перестают быть гуманными в социуме? Да. О генезисе ксенофобии всех видов? Тоже да.

В итоге —  впечатление хаоса, разноголосицы, пресыщенности: много питательной кино-пищи одновременно способны переварить либо любители такого «рациона», либо — почитатели таланта Никиты Михалкова.

«12» — название с глубоко личностным для Никиты Михалкова подтекстом. Это его 12-й по счету полнометражный фильм. Что ж, возможно, на этом творческом этапе уже вряд ли посещают страхи относительно зрительской явки на сеанс. В конце концов, в большинстве случаев, изучая пермский кино-репертуар, зритель идет не столько на «12», сколько на Михалкова. А Михалкова в «12» предостаточно: Михалкова, помноженного на себя 12 раз.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться