Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

ТЕАТР ДРАМЫ НАЗВАЛИ «ТЕАТРОМ»

Поделиться
Без названия


  Сергей Копышко
newsko.ru

Худрук пермской «драмы» Борис Мильграм давно высказывался в том смысле, что надо бы поменять театру название, и даже вслух рассуждал о том, как он мог бы называться. Сейчас эти рассуждения вылились в креативную деятельность: театру придумано новое название и новый имидж. Отныне не будет Пермского академического театра драмы. Будет Пермский академический театр «ТЕАТР».

Это парадоксальное название Борис Мильграм очень логично обосновывает. По его словам, нынешний Пермский драматический театр — это открытая площадка для очень многих режиссеров, для разных стилей и направлений современного театрального искусства. Это театр, который вбирает в себя разные театры и становится оплотом театральности в широком смысле. Это — театр «ТЕАТР».

Борис МИЛЬГРАМ, художественный руководитель Пермского академического театра драмы:

— Наша главная идея — создать театр, посвященный театру, особое сценическое пространство, на котором было бы собрано максимальное количество самых разных театральных форм. За последние три года в пермской «драме» многое изменилось, практически все. Сегодня здесь работают самые разные режиссеры. Все спектакли отличаются друг от друга по духу, интонации, актерской игре. Каждый сезон репертуар пополняется шестью-семью новыми работами.

Коренным образом изменился подход к сценографии и свету. В этом сезоне зрителей ждет полностью реконструированный,  более комфортный, более современный, более театральный зал с усовершенствованной акустикой.

Последние годы пермская «драма» успешно гастролирует в России и за рубежом. Театр стал местом, куда любят съезжаться столичные театральные  критики, спектакли обсуждаются профессиональной театральной прессой. Скоро появится собственный фестиваль — «Пространство режиссуры». Открытие  фестиваля состоится в ноябре.

Чтобы как-то весомо и зримо закрепить происходящие в театре перемены и уже на эмоционально-визуальном уровне сообщить городу, что на фундаменте старого, хорошо всем известного театрального здания  вырос новый театр, мы пошли на обновление имени и символики театра.

Нынешнее руководство театра считает, что название «Пермский академический театр драмы» скорее общее, родовое, чем индивидуальное и личное: достаточно изменить первое слово, чтобы получить более сотни российских театров с подобными наименованиями — Орловский, Саратовский, Омский академические театры драмы. А театру, как и любому живому существу, необходимо имя собственное.

С этим мнением солидарен творческий директор рекламного агентства «Новая волна» Вячеслав Торчинский. Некоторое время назад именно он настоятельно советовал Борису Мильграму сменить название и символику театра.

Вячеслав ТОРЧИНСКИЙ, творческий директор рекламного агентства «Новая волна»:

— Ребрендинг — это, вообще-то, смена концепции и только как следствие — смена атрибутики. Обычно почему-то все понимают этот процесс наоборот: меняют название и стиль и называют это «ребрендингом», а содержание бренда при этом остается прежним. В этом смысле Борис Мильграм делает все очень правильно — он изменил содержание бренда и теперь меняет его внешнее оформление.

Пермский академический театр драмы по факту остался в прошлом, это был театр другого руководителя, театр с другим содержанием. Сейчас театр изменился, а название осталось прежним. Это вводит в заблуждение потребителя, то есть зрителя. Тогда как хорошее, яркое название является элементом привлечения зрительского внимания не просто к театру, но именно к изменению его концепции.

К тому же существует определенная мода — мода ведь есть во всем, в том числе в театральных названиях. Название «Пермский академический театр драмы» звучит очень старомодно, поскольку популярные, яркие театры все уже обзавелись собственными именами: Большой, Мариинка, Ленком, Театр на Таганке, да хотя бы тот же «Арлекин», которым когда-то руководил Мильграм. Обретение театром собственного имени — обозначение того, что театр хочет быть современным и иметь собственное лицо.

Поиск имени для театра продолжался около года, было придумано множество вариантов. Например, долгое время «обкатывалось» название «Театр «Форум». Решение, которое было принято, выглядит, по меньшей мере, неоднозначно, однако руководители «драмы» в названии «Пермский академический театр «ТЕАТР» находят бездну смыслов. Для этого штудировались словари, разбиралась этимология и семантика слова «театр».

Елена СУШАНЕК, заведующая литературной частью Пермского академического театра драмы:

— Если  «театр» — это место, здание, территория, пространство для представлений, то  «ТЕАТР» — архетипическое понятие, которое включает в себя  дух игры, актерства, импровизации…  В нем — воплощение всех мыслимых и немыслимых режиссерских идей, декорационных приемов, систем и техник перевоплощения, магия света, костюмов, грима… Даже зрительские овации. В нем — совокупность всех театральных форм, сознаний и миров. Театр «ТЕАТР» — это как будто бы театр в квадрате. Это театр, который сохраняет свою извечную суть, но при этом постоянно меняется  во времени: ищет новые образы, экспериментирует, играет сам с собой и со зрителями. Он — разный. Он и должен быть разным.

Не все разделяют воодушевление по поводу нового названия.

Вячеслав ТОРЧИНСКИЙ:

— Придуманное театром название — авангардное, неожиданное, спорное. С точки зрение брендинга это решение нельзя назвать очень верным, потому что оно затруднит продвижение бренда к потребителю. Каждому зрителю нужно будет объяснять, какие смыслы театр вкладывает в это название. Каждым действием нужно будет обосновывать новое название и доказывать право на него.

Присваивать в качестве собственного имени родовое название — это очень серьезный, даже вызывающий жест. Это примерно как ксерокс — название фирмы, которое перешло в название всех копировальных аппаратов. Театр драмы как бы говорит, что он — всем театрам театр… Подобные заявления требуют доказательств. Одним словом, с таким названием будет нелегко.

Одновременно с названием театр меняет и визуальный образ. Вместо стилизованного квадратного изображения фасада театрального здания его символом станет летящий человечек, нарисованный новым главным художником Всеволодом Аверкиевым. По словам Елены Сушанек, в создании этого образа они отталкивались от картин Марка Шагала, потому что хотели совместить идеи полета и простоты. Хотелось, чтобы это был не герой, не Икар, а обычный «маленький человек», взлетевший над суетой благодаря искусству.

Елена СУШАНЕК:

— Настоящий театр предполагает полеты — зритель в театре должен падать и взлетать, чувствовать и размышлять. На логотипе МХТ — летящая чеховская чайка.  Отличный образ, но повторяться не стоит, и мы, конечно, другой театр. Чайка долго не давала нам покоя, пока не возникла идея воспарившего человечка — летящего режиссера, актера, зрителя… Кому как нравится, кто как это видит. По сути, этот воспаривший человечек — наша чайка!

В ближайшее время новое визуальное решение будет применено ко всем плакатам, афишам, билетам, корпоративным документам театра. В планах — изменить согласно новой стилистике и его сайт.

Сейчас идет утверждение и согласование нового названия. По словам заместителя руководителя Агентства по управлению имуществом Пермского края Елены Громовой, театру необходимо изменить устав, сменить название в государственном реестре и подать новые сведения в налоговую инспекцию, причем  сделать все это в установленные законом сроки.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться