ПОЧЕМУ ПЕРМЯКИ СМЕЮТСЯ НАД «РОБОКОПОМ»
Интернетчики уже постарались придать пермскому «робокопу» одухотворенные черты. Коллаж Ивана Зыкова
Администратор
newsko.ru
«Робот-полицейский» Пола Верховена стал одним из символов «дурацкого Голливуда», воплощением беспощадной американской безвкусицы, культурного эскапизма, прекрасного в своей лубочности — и безоглядно почитаемого. Причем почитаемого двумя категориями кинозрителей — юными зрителями и любителями кинотрэша. Неискушенные подростки воспринимали «Робокопа» как серьезное искусство в силу чистоты своего сознания. Искушенные киноманы деланно морщили лбы и встряхивали «Робота-полицейского», подобно лаборантам, изучающим анализы в баночках из-под майонеза и спичечных коробках. Реакция на появление «робокопа» на улицах Перми была точно такой же — от детского восторга до гомерического хохота.
Кинематограф, как всякое искусство, предполагает допущения и умозрительные ситуации, позволяющие сюжету развиваться: так, никому не должно казаться странным, что один стальной киборг способен справиться со всеми бандами Детройта, охваченного преступностью. Технологии паблик рилейшнз допущений не предполагают (а в том, что «робокоп» на пермских улицах — рекламный ход местной милиции, сомневаться не приходится, потому что, если разобраться, пользы от него как от козла молока). Пиар, направленный на изменение восприятия, не может быть умозрительным. В ином случае его результаты становятся непрогнозируемыми и неуправляемыми. Как в случае с «робокопом».
Пермский робот-полицейский не способен ни на что. Он сыплет невпопад цитатами из Гражданского кодекса, фиксирует правонарушения (в основном распитие спиртных напитков в общественных местах) и сообщает об этом в «центр», колесит по Перми, распугивая прохожих, и периодически ломается от дождя. К тому же он беззащитен перед вандалами — его самого нужно беречь и охранять. Пермский «робокоп» не спас бы Детройт.
Но информационный повод знатный. Почти все российские информагентства сообщили о том, что улицы Перми будет патрулировать стиральная машина на колесиках, отдаленно смахивающая на R2-D2 из «Звездных войн», но существенно уступающая ему в интеллекте. Судя по количеству упоминаний (а новость в основном подается с беззлобной иронией), PR-акция пермским милиционерам удалась. Судя по реакции вольного интернета — удалась, но с обратным эффектом.
Давно подмечено, что Сеть очень тонко реагирует на PR-технологии, особенно на попытки грубого, прямолинейного воздействия. Она реагирует агрессивно и зло, наказывая пиарщиков за необдуманные действия и непрофессионализм. Интернет, кроме прочего, в известной степени отражает точку зрения активной молодежи — студентов, журналистов, рекламистов, начинающих политических деятелей и т. д. Реакция Сети на новость о пермском «робокопе» — это классическая история про то, как интернетчики перехватывают инициативу у нерадивых пиарщиков.
А ведь все могло быть по-другому. Если бы пермская милиция вовремя сообщила о том, что регион ни копейки не платит за робота-полицейского, сетевой агрессии и непонимания было бы гораздо меньше. Но правоохранительные органы пошли окольным путем — вывели «стиральную машинку» на улицу в День города, а спустя две недели, когда сетевики уже выпустили пар возмущения, официально презентовали «робокопа» и пояснили — образец бесплатный.
Бестолковый робот-полицейский в регионе, уставшем от роста вполне реальной преступности, не может стать хорошей, доброй новостью. Детское восхищение от R2-D2 быстро проходит. В истории остаются злые стихи и эпиграммы, молниеносно распространившиеся в Сети, да предположение о том, что внутри «робокопа» сидит министр общественной безопасности Пермского края Игорь Орлов. И ему там ой как жарко.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.