Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

EXEGI MONUMENTUM

Поделиться

  newsko.ru

Памятник Сергею Дягилеву работы Эрнста Неизвестного, торжественное открытие которого ознаменовало начало третьего фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж», стал главным «ньюсмейкером» прошлой недели, несмотря на обилие других культурных событий.

Более двух лет шла работа над монументом, все этапы его создания обсуждались, фотографии рабочих моделей публиковались в прессе. И тем не менее, представший пред взором общественности 15 мая бронзовый Дягилев стал предметом жарких обсуждений.

Прежде всего, бурно обсуждалось место его расположения — актовый зал гимназии №11, куда скульптура высотой 4,5 м и весом около 8 т была загружена через разобранную крышу 29 апреля. В день открытия памятника никаких следов «взлома» на потолке зала не было видно. Наоборот: были видны следы свежего ремонта. Как признался один из сотрудников краевого министерства культуры, за счет краевого бюджета не только отремонтировали зал, но и стены школы укрепили.

И все же постоянное местоположение памятника еще не определено. Ясно, что в актовом зале школы ему не место. Он здесь и смотрится не совсем так, как хотелось бы, и доступность не та, какой достоин памятник великому человеку, созданный другим великим человеком. Правда, директор гимназии Раиса Зобачева утверждает, что двери школы открыты для всех, кто желает полюбоваться памятником и посетить самодеятельный дягилевский музей.

Почему же нужны все эти сложности? Более двух лет назад памятник задумывался как произведение монументальной скульптуры для, так сказать, «наружного применения», чтобы пермяки видели его на улице и постепенно выучивали, что в Перми вырос гениальный импресарио, прославивший русское искусство в Европе и Америке. Готовились даже проводить конкурс скульпторов... Как вдруг оказалось, что Олег Чиркунов, бывший тогда еще и. о. губернатора, уже договорился с Эрнстом Неизвестным, с которым его познакомил ювелир Алекс Солдиер, бывший пермяк, живущий в Нью-Йорке.

Эрнст Неизвестный оказался «капризным» художником, который любой заказ выполняет не как заказ, а как личную творческую работу. В последние годы он увлеченно исследует эстетические возможности цветной патинированной бронзы. По слухам, он отдает патинаторам до 20% своих гонораров. Действительно, цветная патина — сильная вещь, которая придает скульптуре невиданную доселе живописность, заставляет «играть», создает неожиданные сюжеты, особенно если речь идет о многофигурных композициях, которые так любит Эрнст Неизвестный. Однако изделия из этого материала должны находиться в закрытом помещении, поскольку боятся перепадов температур. Так, в Москве знаменитая скульптурная композиция Неизвестного «Древо жизни» выставлена в застекленном атриуме моста «Багратион».

Вот и пермский Дягилев тоже разноцветный, следовательно, никак не может «применяться наружно». Его планируется установить в пристройке к Театру оперы и балета, где для скульптуры будет создан специальный интерьер. Но памятник Дягилеву — уже в Перми, а пристройку еще и не начинали возводить. Поэтому он и разместился в стенах собственного дома, что, конечно, символично, хотя и выглядит он в этом интерьере тяжеловесно и несколько нелепо.

Школьники и учителя очень готовились к «возвращению» Сергея Павловича. Создали в зале небольшую музейную экспозицию с картинами, театральными костюмами и старинной картой Перми. Выучили романс на музыку Дягилева «Ты помнишь ли, Мария». Важность момента прочувствовали не только ученики: специально ради присутствия на открытии памятника в Пермь из Екатеринбурга прибыл генеральный консул США Джон Степанчук. Дела не позволили ему присутствовать на фестивале, однако внимание столь знаковой для США фигуре, как Эрнст Неизвестный, американский представитель оказал. Прибыл также Дмитрий Дягилев — телепродюсер из Костромы, приходящийся Сергею Дягилеву двоюродным внучатым племянником.

Белое покрывало сняли с памятника под музыку «Лебедя» Сен-Санса, что не случайно: в нынешнем году исполняется 100 лет со дня создания «Умирающего лебедя» — величайшего шедевра дягилевского хореографа Михаила Фокина. Лебедя, как и множество других персонажей дягилевских балетов, можно разглядеть в скульптурной композиции. Ведь после того как торжественная церемония завершилась, началось самое интересное: рассматривание.

Работа Эрнста Неизвестного — это не просто памятник, а именно композиция, предназначенная для того, чтобы ее разглядывали долго и внимательно, со всех сторон. От собственно Дягилева в ней остались голова с цилиндром и моноклем да две мощные руки (левая, заложенная за спину, раза в два длиннее, чем правая, опирающаяся на трость). Все остальное пространство скульптуры занимают рельефные изображения, некоторые из них покрыты знаменитой цветной патиной. Цвет и расположение этих фигур вызвали множество разнообразных толкований. Так, было замечено, что фигура Вацлава Нижинского в костюме из «Видения розы» расположена напротив сердца Сергея Павловича, а над головой Нижинского — роза, покрытая голубой патиной.

Живое обсуждение скульптуры началось немедленно после торжественной церемонии. Мнения звучали самые разные. Так, пермский скульптор Алексей Залазаев высказал сомнение в том, что это работа самого Эрнста Неизвестного. По словам Залазаева, в скульптуре отсутствуют многие характерные для творчества Неизвестного приемы, привычные деформации и угловатость. Залазаев считает, что сам Неизвестный выполнил лишь эскизы, а заканчивали скульптуру ученики и подмастерья.

Поводом для подобных сомнений стало то, что Неизвестный так и не прибыл на этот праздник, хотя до последнего момента оргкомитет фестиваля надеялся на его появление. Правда, он прислал видеозапись своего обращения к пермякам. В небольшом видеосюжете Неизвестный очень продуманно и прочувствованно говорит, насколько для него самого важна и необычна эта работа. По словам скульптора, обычно он имеет дело с материями и сюжетами суровыми и даже брутальными, и фигура Дягилева стала для него поводом для первого обращения к миру изящного и элегантного. Возможно, этим объясняется то, что пермский монумент не совсем типичен для Неизвестного.

Еще одним поводом для горячих споров на церемонии открытия памятника стала его дальнейшая судьба и связанная с ним судьба «Дягилевской» гимназии. Ее директор Раиса Зобачева мечтает получить новое школьное здание во дворе нынешнего, на месте стадиона, а исторический дом полностью отдать музею. Об этом говорил и краевой министр культуры Олег Ощепков: культурный центр имени Дягилева достойно дополнит и разнообразит музейную жизнь Перми. Однако губернатор на открытии фестиваля высказался вполне однозначно: со временем скульптура, как и предполагалось, переедет в Театр оперы и балета.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться