БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ПРОВАЛ
По расчетам ученых, в 2008 году в городе начнется оседание почвы
Администратор
newsko.ru
На прошлой неделе премьер-министр краевого правительства Николай Бухвалов заявил, что зимой 2008 года за счет вымывания карналлитовых слоев Березники начнут оседать. Ученые прогнозируют, что оседание составит три-четыре метра и произойдет за короткое время. В зоне риска — жилой район и участок железной дороги. Специалисты ОАО «Уралкалий» и администрация Березников уверяют, чтоситуация находится под контролем, а приток рассола пока не превышает допустимые нормы.
Отчитываясь на прошлой неделе перед депутатами Законодательного собрания Пермского края о ликвидации последствий аварии на Первом рудоуправлении ОАО «Уралкалий» в Березниках, Николай Бухвалов обнародовал мнение научной общественности о дальнейшем развитии геологической ситуации в этом городе. По заключению ученых, в январе-феврале 2008 года в двух критических точках, находящихся в зоне аварии, произойдет резкое оседание земной поверхности на три-четыре метра. Срок, отведенный специалистами на процесс оседания, — от двух-трех дней до двух недель.
Одна из критических точек приходится на район жилой застройки, в котором расположены две школы, три детских сада и 31 дом по улице Ленина. По словам Бухвалова, здания такого оседания не выдержат. Вторая зона риска включает в себя участок железной дороги.
Напомним, что в октябре 2006 года в 60 раз увеличился приток рассола на Первом руднике (БКПРУ-1). В связи с этим руководство «Уралкалия» приняло решение о его закрытии. Однако сейчас рассол угрожает вымыванию так называемых карналлитовых слоев.
Представители «Уралкалия» и администрации Березников на прошлой неделе заявили, что никаких опасных деформационных проявлений в критических точках, названных премьер-министром, не обнаружено. Максимальное оседание земной поверхности в районе участка железной дороги, расположенного в зоне аварийного рудника, составило 1 мм в месяц. При этом в 2005-2006 годах оседание здесь проходило со скоростью 30 мм в год.
Главный геолог ОАО «Уралкалий» Николай Кузнецов заявил, что по состоянию на 17 мая 2007 года поступление надсолевых вод и рассолов в рудник остается стабильным, без признаков резкого увеличения. Сейсмических событий, связанных с процессами обрушения горных пород в контролируемом массиве, не зафиксировано. Аномальных отклонений в режиме поверхностных водоемов и водотоков, вызванных техногенными причинами, также не отмечается.
Скорости оседаний в районе БКПРУ-1 (жилая застройка), ОАО «Азот» и других районах Березников остаются в пределах результатов 2005-2006 годов. Снизились скорости оседания земной поверхности в районе предполагаемого образования провала. На исходящей струе из рудника отсутствуют горючие и вредные газы.
По словам заместителя директора Горного института УрО РАН по научной работе Александра Баряха, комплексные итоги мониторинга подтверждают, что ситуация на руднике БКПРУ-1 остается стабильной.
Глава Березников Андрей Мотовилов уверяет: жилому району опасность обрушения не грозит. «Провал образуется в месте притока рассола или воды, такое место с точностью до метра определено, и, к счастью, оно расположено вне территории жилой застройки, — говорит мэр. — Этот участок находится в непосредственной близости к производственной площадке Первого калийного рудоуправления. То есть провалы в виде воронок городу не грозят».
Вместе с тем Мотовилов заявил, что сегодня уже выявлены проблемные зоны. Одна из них приходится на район, где когда-то велась добыча карналлита. И здесь оседание земной поверхности вполне вероятно. Однако чтобы быть «максимально уверенными, что происходит и будет происходить», городские власти подписали договор с ОАО «Галургия» на выполнение работ по мониторингу состояния зданий и сооружений, расположенных в карналлитовой зоне. «По прогнозам, рассолы к этой зоне подойдут где-то в начале следующего года», — признался Мотовилов.
В июле «Галургия» должна предоставить результаты исследования, в которых специалисты определят «четкие размеры проблемной зоны, модель поведения, расположенных в ней каждого дома, каждого сооружения, объекта и коммуникаций». «И в соответствии с этими результатами мы будем принимать все необходимые меры по расселению домов, переносу учреждений социальной сферы, которые находятся на данной территории, — говорит глава Березников. — Сейчас вместе с федеральной и краевой властями мы прорабатываем механизмы по организации и финансированию таких мероприятий».
Пока власти города успокаивают граждан, краевое правительство ищет пути выхода из сложившейся ситуации. Чтобы расселить жителей, лучше всего выдавать жилищные сертификаты, заключает Николай Бухвалов. В этом Пермскому краю готовы помочь федеральные чиновники. Но деньги они смогут выделить только в 2008 году, а жителей надо расселить уже к ноябрю этого года.
В отношении участка железной дороги, которому также угрожает оседание, есть несколько способов решения проблемы. К примеру, железнодорожники готовы «подсыпать» осевший участок и восстановить транспортное сообщение. Но ученые заявляют, что при дальнейшей эксплуатации этого участка существует опасность его провала на 200 м. Поэтому в сжатые сроки необходимо построить обходной путь. Есть два варианта.
Первый полностью решает проблему и заключается в возведении 55-километровой железнодорожной магистрали по маршруту Березники-Соликамск-Яйва. Предварительно этот проект оценивается в 5 млрд руб. Сегодня краевые власти обсуждают с Москвой механизмы участия Федерации в финансировании проекта. Однако период его реализации растянется на два-три года. Учитывая, что время есть только до ноября, краевое правительство планирует построить шесть километров дороги, два из которых предстоит только реконструировать. По словам Николая Бухвалова, эта ветка пройдет не за городом, а «прижимаясь к реке». Стоимость проекта — 500-550 млн руб. В течение двух недель планируется заключить договор на проектирование, а уже в июне — провести конкурс.
При этом Бухвалов заметил, что семь промышленных предприятий Березников и Соликамска готовы вкладывать свои средства в строительство железнодорожного обхода.
В пресс-службе Пермского отделения Свердловской железной дороги от комментариев отказались, пообещав в ближайшее время сделать официальное заявление для прессы.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.